Top.Mail.Ru

Современный губернатор: эксперты и политологи обсудили, каким должен быть глава региона и нужны ли ему KPI

Несмотря на то, что точки соприкосновения между мнениями представителей медиа из различных регионов России нашлись, в целом позиции расходятся.

Эксперты и политологи обсуждали в третьем эфире в новом формате голосовых чатов в главном Telegram-канале о региональной политике «16 негритят» современных губернаторов, а также управленческие и политические вызовы, которые стоят перед ними.

«Сегодня губернаторский корпус можно разделить на несколько неравнозначных частей. Часть первая – это регионы, сохранившие высокий уровень автономности. Второй тип региона, состоящий из одного региона, – это госкорпорация Москва. Третий тип представителей губернаторского корпуса – это ветераны, люди, оставшиеся, что называется, «с раньшего времени», которые являются ставленниками местных элит, однако при этом их устойчивость зависит от внешних игроков. Таких осталось немного», – рассказал в беседе с изданием Online47 Евгений Минченко, президент РАСО, создатель рейтинга политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2.0» и автор канала «Политбюро 2.0».

По словам эксперта подобные типы, как «губернаторы на вырост», кто был назначен в регионы с прицелом на переход на федеральный уровень; ставленники членов или кандидатов в члены Политбюро 2.0, образуют самую большую группу; а «самый несчастный тип глав регионов» – оппозиционные губернаторы, которые были избраны против воли Кремля.

«Важный момент: а чем управляет губернатор? Что вообще он считает объектом своего управления? Я бы сказал, что есть люди, которые воспринимают себя в первую очередь как лидеров региональной элиты, есть те, кто воспринимает себя как ставленника какой-то крупной элитной федеральной группы, есть те, кто воспринимает себя, как менеджеров-технократов», – дополнил Евгений Минченко.

Еще 2 года назад для оценки работы губернаторов разработали перечень показателей – так называемых KPI. Всего их 15 – оценивают уровень бедности, уровень доверия к властям, реальную среднемесячную заработную плату, численность занятых в среднем и малом предпринимательстве, продолжительность жизни, объем инвестиций, естественный прирост населения, уровень образования, уровень доступности жилья и иные критерии.

По-прежнему данный подход вызывает дискуссии среди политологов и медиаэкспертов.

«Мне кажется, что введение KPI для губернаторов несколько неправильно. Единственный критерий, который может охарактеризовать губернаторов, – это количество голосов, которое отдано за него на тех или иных выборах. Как бы мы того не хотели, однако сманипулировать голосами людей в пределах 5% еще, может быть, можно, но выше – нет. Поэтому, наверное, введение KPI полезно для управленцев, но не для политиков – а я считаю, что все-таки губернаторы должны быть публичными политиками, которые умеют общаться с избирателями, населением, доказывать, объяснять, это очень важно», – считает гендиректор ЛенТВ24 Олег Черных.

Бесспорно, проводить оценку харизмы руководителя региона сложно, как и его возможностей и желания общаться с людьми напрямую – а ведь без этого просто невозможна публичная политика. При этом подсчету целиком поддаются остальные показатели.

«По моему убеждению, одним из главных KPI для губернаторов на сегодняшний день являются все-таки финансы и бюджет и то, как тратят деньги, как привлекают инвестиции. Это хотя бы количественный показатель. Много можно говорить о KPI, однако многие из них очень сложно измерить. Вот, допустим, можно измерить деньги, привлечение инвестиций, снижение государственного долга. Но в то же время KPI именно по бюджету, вероятно, больше подходит технократам. И тут вопрос: может быть, для каждой групп губернаторов и KPI нужны разные?» – считает журналист, автор канала ВОВК Андрей Вовк.

Некоторые в свою очередь замечают, что значимы все KPI, выступающие скорее не в качестве критериев оценки работы губернаторов, а как «чек-лист того, как должен себя в принципе вести глава региона».

«Чтобы он не забывал, что ему иногда надо общаться с людьми, заниматься спортом. Мне кажется, если убрать один из показателей, любой, какая-то часть работы губернатора будет провалена. И как раз для того, чтобы он не считал себя только условно финансистом или что он только наводит порядок в элитах, и вводятся эти KPI, чтобы они не забывали, что у них не одна задача, а гораздо больше, и выполнять нужно все», – обозначил Андрей Гусий, редактор Федералпресс по ЮФО и СКФО, автор канала Андрей Гусий.

Но всё же есть то, в чем сошлись эксперты: одной из основных задач для губернатора является формирование команды. Хотя тут же возникает вопрос: важно ли для этого руководителю субъекта быть «местным» – или и «варяг» справится с управлением, и самое главное, чтобы он выстроил отношения с элитами?

«Не имеет значение кто, имеет значение как. Но человек может управлять только тем регионом, который он знает, ощущает, понимает. Если руководитель приходит как «варяг», ему нужно время, чтобы освоиться. Сколько он будет осмыслять? Год как минимум. Поэтому я за абсолютно местного. Нужно искать и «выращивать» менеджера, управленца в своем коллективе», – убежден Олег Черных.

Также гендиректор ЛенТВ24 напомнил, что важно и взаимодействие главы региона с силовыми структурами. К примеру, в 47-ом регионе данные взаимоотношения выстроили по принципу «двусторонней дороги». Буквально накануне, 7 апреля, прокурор Ленобласти в разговоре с представителями СМИ сообщил, что прокуратура работает с областным правительством в едином направлении, в том числе, по вопросу дольщиков. И каждый раз, в Ленинградской области отмечают: если человек провинился – он должен нести ответственность, неприкасаемых не будет.

Теги: