Что сделало из деревни Кудрово «город, где хочется жить»
Не так давно Кудрово было маленькой, малозаселенной деревушкой на границе Ленинградской области и Санкт-Петербурга без достопримечательностей и инфраструктуры.
Однако сегодня это место стало совершенно неузнаваемым.
Издание Online47 опубликовало материал, в котором изучило, как в Кудрово решаются актуальные для всех новых районов проблемы и оправдано ли Минстрой признал его лучшим городом для жизни в Ленобласти.
Строительство
Еще 20 лет назад население деревни Кудрово насчитывало меньше ста человек. Сегодня здесь проживает более 41 тысячи человек.
Активное развитие территории, строительство жилья и близость к Петербургу сделали деревню привлекательной для людей – тем более что уже в 2018 году она получила статус города.
Однако статус наложил и определенные обязательства, справляться с которыми было непросто – развитие деревни начиналось силами частных компаний, которые не всегда озадачивались созданием инфраструктуры.
С тех пор правительство Ленинградской области прекратило во многом бессистемную застройку «популярных» у застройщиков территорий Всеволожского района и ввело новые требования, по которым без соцобъектов не будет и стройки.
«По поручению губернатора Ленинградской области органами исполнительной власти региона были подготовлены и направлены в Государственную Думу РФ предложения по внесению изменений в федеральное законодательство. Одна из инициатив Ленобласти повлияла на изменения Градостроительного кодекса РФ. С 2016 года правообладатель земельных участков не имеет права осуществлять комплексную застройку без всей необходимой социальной и инженерной инфраструктуры, парковок и зон рекреации, детских садов и подъездных автомобильных дорог. Это учитывается при вводе объектов и выдаче разрешений на строительство», – рассказали в строительном блоке областного правительства.
Впрочем, для Кудрово этот вопрос уже не столь актуален, потому что массовое жилищное строительство в городе практически завершено. Последний жилой квартал, возводящийся за «Лентой», уже следует новым нормам – будет и озеленение, и соцобъекты, и расширение участка дороги от пересечения проспекта Строителей и улицы Областной в направлении ж/д переезда «Заневский пост 2».
Ожидается, что в дальнейшем этот проект может перерасти в устройство пассажирской платформы с движением электропоездов до станции Ладожская.
Социальная инфраструктура
Что касается социальной инфраструктуры, то в Кудрово на сегодняшний день есть следующие объекты:
- три школы на 2475 мест (на 1600, 600, 275 мест);
- 10 детских садов на 1450 мест: три детских сада по 110 мест каждый, два детских сада по 140 мест, два детских сада по 160 мест, один детский сад на 220 и два детских сада на 150 мест каждый.
- строятся – две школы на 2100 мест (1000 и 1100 мест) и четыре детских сада на 835 мест: один детский сад на 160 мест (по нему уже оформляется разрешение на ввод в эксплуатацию), один – на 295 мест и два – на 190 мест.
- планируется построить - 13 объектов. Это четыре школы на 4450 мест (1600, 1200, 825 и 825) и девять детских садиков на 1625 мест (160, 140, 220, 220, 265, 110, 110, 200, 200).
Дороги
Транспортная доступность стала одной из самых актуальных задач для Кудрово.
Многие местные жители работают в Петербурге и вынуждены каждое утро стоять в пробках, поскольку дороги при строительстве не были рассчитаны на такие автомобильные потоки.
С одной стороны, для решения проблемы нужно расширять загруженные улицы, строить новые съезды с КАД и соединять Кудрово с Северной столицей всеми возможными путями.
Однако приграничные территории всегда сложнее самостоятельных.
Отметим, что многие вопросы берет на себя Дирекция комплексного развития территорий Ленинградской области.
Так, в прошлом году был расширен до четырех полос участок Ленинградской улицы (от пересечения с Центральной до ж/д переезда), а в ближайшее время планируется соединение южной и северной частей города за счет продления проспекта Строителей до улицы Ленинградской.
Сам проспект – от Пражской – будет расширен до четырех полос.
Кроме того, проект предполагает и возведение мостового перехода через реку Оккервиль – и оно будет завершено уже в этом году.
Однако зачастую инфраструктурные решения необходимо согласовывать с администрацией Санкт-Петербурга. И логично, что у нее есть свой взгляд на то, как должны развиваться и выглядеть приграничные территории.
Например, в этом году должны начаться работы по дороге от Областной улицы до Подвойского – сейчас проект на согласовании с РЖД и профильными комитетами Петербурга, и соглашение должно быть достигнуто.
А строительство продолжения улиц Крыленко и Тельмана до границ Санкт-Петербурга и Ленинградской области просто не предусмотрены генпланом Северной столицы. И в одностороннем порядке работы не выполнить.
Определенные трудности вызывают и железнодорожные пути, поскольку существуют нормативные ограничения по расстоянию между ж/д переездами. Они вызваны требованиями к безопасности. Именно поэтому, вероятно, не будут соединены улицы Крыленко и Тельмана с Центральной.
Но работа продолжается.
Сообщается, что Управление Ленинградской области по транспорту получило от Октябрьской железной дороги технические условия на устройство железнодорожного переезда в створе ул. Подвойского Санкт-Петербурга и ул. Областная Кудрово.
В соцсетях также нередко поднимается вопрос о расширении улицы Центральной. Однако основной дорогой станет проспект Строителей, а Центральная – лишь его дублером. Поэтому «мощностей» хватит, и изменять количество полос не потребуется.
Уже в этом году на участке от Новой до пересечения с Областной появится пешеходная зона, а сама Центральная улица в ближайшие годы будет продолжена до Мурманского шоссе с реконструкцией существующей развязки и обеспечением подъезда к будущему ТПУ «Кудрово».
Метро
Необходимость своей станции метро городу Кудрово уже давно является неоспоримым фактом, как и ее строительство.
Нерешенным до сих пор остается вопрос сроков, которые уже несколько раз сдвигались.
Строительство станции метрополитена является большой проектной работой, поскольку в Кудрово планируется не просто метро, а многофункциональный пространственно и логистически развитый транспортно-пересадочный узел.
Он включит в себя не только вестибюль станции, но и автобусный вокзал, остановки пассажирского транспорта, перехватывающую парковку, коммерческие помещения.
В связи с этим в рамках строительства транспортно-пересадочного узла до 2023 года будет создана транспортная развязка на пересечении автомобильных дорог Р-21«Кола» и «Заневка – Кудрово».
«Она включает в себя строительство автомобильного путепровода со съездами на пересечении проспекта Строителей, устройство переходно-скоростных полос на 13-м километре автомобильной дороги Р-21 «Кола», строительство многоуровневой транспортной развязки для выезда в сторону Санкт-Петербурга с территории ТЦ «МЕГА» в 2024 году. В 2025 году проект должен завершиться возведением самого ТПУ «Кудрово», – подробно разъяснили в правительстве Ленинградской области.
Сама станция метро откроется в 2015 году.
Сейчас разрабатывается проект планировки и межевания территории, к марту 2021 года эти подготовительные работы должны быть закончены – и можно будет приступать к следующему этапу.
Парковка
В Кудрово, как ни странно, норматив по наличию парковочных мест при вводе жилых домов был соблюден. Более того, он даже немного превышен – в городе 87 тысяч парковочных мест, что означает 1,55 машиномест на квартиру при нормативе в 1,5.
И на сегодняшний день существующие, открытые и работающие платные парковки заполнены лишь на 50-60%.
Вопрос в том, что водители паркуются с нарушениями правил парковки и так, чтобы пожарные службы при необходимости не могли проехать к нужному дому.
Впрочем, в начале следующего года в южной и северной части Кудрово будут построены новые многоуровневые паркинги. Они и шумовые эффекты от КАД снизят, и дополнительные места для парковки предоставят.
Здравоохранение
Еще недавно острый для Кудрово вопрос сегодня решается в рабочем порядке: в городе в 2022 году будет открыта поликлиника на 600 мест, в которой будут и дневной стационар, и отделения стоматологии, физиотерапии и лучевой диагностики, и женская консультация, и круглосуточный травмпункт, и подстанция скорой помощи.
Кроме этого, на улице Центральной возводится частный четырехэтажный медицинский центр, где жители смогут получать бесплатную помощь по полисам ОМС. Точно так же, как сегодня они получают медуслуги в двух центрах «Семейный доктор» на Ленинградской, 3 и Столичной, 4/3 и двух амбулаториях на Областной, 1 и Ленинградской, 3.
Доступна для посещения и сама Всеволожская больница.
Пожарная безопасность
В 2019 году в южной части Кудрово и соседнем Янино-1 были «введены в строй» две современные пожарные части. В этом году будет построено еще одно депо – на этот раз, на севере города.
Таким образом, вопрос пожарной безопасности в Кудрово решен (осталось парковаться в положенных местах). С охраной общественного порядка тоже в текущем году все окончательно стабилизируется – на Европейском проспекте в Кудрово будет завершено строительство полицейского участка, в котором смогут разместиться более 70 сотрудников правоохранительных органов и отдел УФМС.
Экология
Важная точка на карте Кудрово – парк «Оккервиль» расположен вблизи Ленинградской улицы. Он был образован в 2016 году и быстро стал любим кудровчанами.
Их опасения насчет уменьшения или ликвидации парка не оправдались – «зеленая» зона только расширяется.
Так, в 2019 году она увеличилась на 2.65 гектаров за счет безвозмездной передачи земли – так называемой «Березовой рощи» – муниципалитету от застройщиков, о чем договорился губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
Направлено и обращение в Невско-Ладожское бассейновое водное управление – с просьбой о том, чтобы береговая охранная полоса была передана в безвозмездное пользование региону. Это, как поясняют в правительстве, позволит соединить лесной массив за КАД и сформировать территорию зеленых насаждений площадью от 25 гектар.
Сам же «Оккервиль» сегодня благоустраивается в рамках программы «Комфортная городская среда». Проект долго обсуждался с горожанами – и уже в этом году парк преобразится и станет отличным местом для отдыха со скамейками, диванами-качелями, песочницей и многими другими объектами.
Кроме того, сегодня разрабатывается проект велодорожки до местной достопримечательности – памятника погибшему танкисту в деревне Новосергиевка.
Выводы
Кудрово пребывает в статусе города всего два года – для населенного пункта таких масштабов это не срок.
Здесь еще остаются вопросы, требующие времени и сил. Зато самый молодой город России сегодня демонстрирует хорошие амбиции – которые, самое главное, явно соответствуют возможностям.
Уже сегодня Кудрово привлекательно для жизни – здесь есть и парк, и детские площадки, и магазины, и IKEA, и Мега-парк для любителей активного отдыха. Не каждый житель мегаполиса имеет такое соседство.
При этом множество планов на дальнейшее развитие будет разрабатываться вместе с жителями, в совместном диалоге и взаимопонимании.
Посмотрим, на то, каким будет нынешнее Кудрово года через два. И сравним.
Фото: Валентин Илюшин/Online47