Почему развитие порта в Приморске крайне невыгодно странам Прибалтики
В начале прошлой недели в интернете начала распространяться петиция против строительства универсально-перегрузочного комплекса в порту Приморска. Кратко передать смысл документа можно фразой «Нельзя допускать строительство УПК или случится экологическая катастрофа». Но, как удалось выяснить журналистам областного издания online47, причина «конфликта» кроется не в экологии, а в деньгах.
Ранее появилась информация о том, что до конца 2022 года в Приморске будет построен первый на Балтике универсальный морской портовый комплекс. Стоимость инвестиционного проекта составляет 90,6 миллиардов рублей.
Когда УПК будет полностью введен в эксплуатацию, через него будет проходить порядка 20% всего грузооборота Балтийского бассейна. В первую очередь, это российский экспорт угля, минеральных удобрений, зерна.
Развитие Приморского является одним из пунктов стратегии государства по развитию морских портов. Такие же задачи сейчас решаются в Мурманске, Высоцке, Усть-Луге.
Причины шумихи вокруг объекта лежат в плоскости внешней политике, а именно в русофобии стран Прибалтики.
В СССР не считали нужным развивать собственные порты на Балтике, расчет шел на Литву, Эстонию и Латвию, которые считались советским «окном в Европу». После распада Советского Союза Прибалтика навязала России жесткие условия сотрудничества по транзиту через собственные порты. В результате обслуживание грузового транзита вместе с сопутствующими отраслями дает Латвии, Эстонии и Литве порядка 20% от совокупного ВВП.
Как сообщают журналисты online47, за 11 месяцев 2018 года общие объемы перевалки грузов в Латвии составили 60, 5 млн тонн, в Литве – 51 млн тонн, в Эстонии – 33,2 млн тонн.
После того, как Приморский УПК выйдет на полную мощность, он может забрать как минимум треть от общего объема прибалтийского транзита. В Министерстве Латвии подсчитали, что при таком развитии сюжета их государство может потерять до 1,6 миллиардов евро в год.
Помимо этого, России перейдет значительная доля экспорта из таких стран как Белоруссия и Китай, на который так рассчитывали в Прибалтике.
Разумеется, строительство нового универсально-перегрузочного комплекса положительно скажется на развитии экономики Ленинградской области. Кроме того, порт предоставит жителям региона 3,5 тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Также возрастет пропускная способность внутренних железнодорожных путей сообщения.
Не меньшую роль Приморский УПК будет играть и для всего государства в целом.
«Проект строительства УПК в Приморске согласовывается не на местном, и даже не на региональном уровне. Решение принимает федеральная власть. Оценивается важность проекта, логистика, прочие условия, как, например, по Приморску. Эту акваторию отличают естественные природные глубины. В Приморске даже без каких-то дополнительных работ могут проходить суда большей осадки, а значит, большей вместимости. Это значит, что грузов будет больше, а их себестоимость – меньше. Кроме того, в Приморской акватории скалистое дно, то есть здесь не нужно будет проводить работы по укреплению. Значит, расходы государства сокращаются еще больше», - передает слова эксперта и главного редактора медиа-группы «ПортНьюс» Надежды Малышевой издание online47.
Притянутые за уши аргументы активистов, выступающих против строительства, звучат неубедительно. Например, спорно увеличение количества поездов с углем и другими грузами — сегодня точно такие же объемы перевозятся не в российские порты, а в Прибалтику.
Беспокойство о краснокнижных растениях было и в момент строительства «Северного потока-2» на территории Кургальского заказника. Растения были безопасно перенесены на новое место и сейчас отлично себя чувствуют. Такой же подход будет применен и во время строительства Приморского УПК.
Впрочем, возможно, что защитники активизировались не из-за заботы о природе.
«Обычно, активисты целенаправленно громко о себе заявляют, чтобы потом попытаться озвучить финансовые претензии, например плату за будущую лояльность. Или отрабатывают конкретный заказ», - отметила Надежда Малышева.