Top.Mail.Ru

Год 91-й: главное

Оглядываясь на прошедшие 12 месяцев в жизни огромного региона, сравнимого по площади с целой страной, такой как Чехия, Австрия или Объединенные Арабские Эмираты, сложно выделить нечто самое главное. Сотни, а то и тысячи событий, произошедшие за это время в разных уголках Ленинградской области, сплетаются в один мощный поток. Жизнь течет, как большая река, то тихо и плавно, то бурля и выплескивая волны на берега, то закручивая опасные водовороты, то затихая под крепким слоем льда. Мы постарались отбросить в сторону «пену» и вычленить из потока событий 91-го года жизни области те, которые наверняка оставят свой след и будут иметь важные последствия для каждого, кто живет и работает на ленинградской земле.  Что же важного сделали за последние 12 месяцев в Ленинградской области?

ПОГАСИЛИ ВСЕ КРЕДИТЫ

Все происходящие в регионе процессы так или иначе зависят от денег, и принимаемый ежегодно областной бюджет во многом определяет их успех или неудачу. В главном финансовом документе, как в зеркале, отражаются и результаты каждого шага региональной власти – и правильных решений, которые она принимает, и промахов, которые совершает.

Одним из главных событий прошедшего года в финансовой сфере стало то, что региону удалось полностью и досрочно погасить имеющиеся коммерческие кредиты. В результате объем государственного долга Ленинградкой области за 2017 год уменьшился на треть (на 2,3 млрд рублей) и сегодня составляет не более 4% от собственных доходов.

Расправиться с кредитами помог ряд мероприятий по увеличению доходов бюджета и повышению эффективности исполнения его расходной части, инициатором которых выступил губернатор Александром Дрозденко. В числе таких мер - реформирование системы государственных и муниципальных закупок, инвентаризация государственного имущества, сокращение затрат на содержание областных органов исполнительной власти. Сыграла свою роль и грамотная политика, направленная на повышение доходов областного бюджета. Наиболее значительный рост в 2017 году был достигнут по налогу на доходы физических лиц (его доля в общей структуре доходов по сравнению с 2016 годом увеличилась на 2,7%) и налогу на имущество организаций (рост составил 2,4%). В денежном выражении поступления увеличились примерно на 2 миллиарда по каждому из этих двух доходных источников.

Роман МАРКОВ, первый заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета финансов:

«2017 год Ленинградская область завершила в качестве одного из самых финансово надежных субъектов Российской Федерации. Укрепляя доходную базу бюджета и повышая эффективность расходов, регион сохраняет финансовую стабильность и безупречную кредитную историю. При этом мы последовательно сокращаем объем государственного долга и расходы на его обслуживание».

Согласно статистике Министерства финансов РФ, по итогам 2017 года Ленинградская область занимает 2-е место по Северо-Западному округу и 9-е по России в числе регионов с самым низким уровнем государственного долга. А эксперты международной службы Standard & Poor's в июне нынешнего года подтвердили долгосрочный кредитный рейтинг Ленинградской области на уровне «BB+» со «стабильным» прогнозом.

ПРИВЛЕКЛИ НОВЫЕ МИЛЛИАРДЫ

Кто мог подумать в «кризисно-санкционном» 2016-м, что Ленобласти удастся увеличить объем инвестиций в основной капитал на 12%, а в следующем, 2017 году он вырастет еще больше? По темпам этого роста регион вошел в российский топ-10 и, похоже, прочно там обосновался. Стремительный приток инвесторов иначе как бумом не назовешь.

Инвестиции в основной капитал Ленинградской области

2015 год – 225,9 млрд руб.
2016 год – 264,2 млрд руб.
2017 год – 338,6 млрд руб.

По данным портала «Мониторинг Ленинградской области», (monitoring.lenreg.ru)

Сегодня инвестиционный бум продолжается. Первые 5 месяцев 2018 года уже дали 25-процентное опережение прошлогоднего показателя объема инвестиций за аналогичный период.

Секрет успеха в привлечении инвесторов можно отыскать в другом рейтинге. Ежегодно Агентство стратегических инициатив (АСИ) определяет среди субъектов России лучшие по состоянию инвестиционного климата. Рейтинг составляется на основе подробного опроса предпринимателей и выстраивается по 44 показателям, которые определяют важнейшие составляющие привлекательности регионов с точки зрения инвесторов. Последние два года Ленинградская область буквально скачет вверх по строчкам этого рейтинга, перепрыгивая сразу через несколько «ступенек». В 2016 году она занимала в нем всего лишь 34-ю позицию, в 2017-м поднялась на 14 строчек вверх и вошла в первую двадцатку, а в этом году, преодолев еще 8 «ступенек», оказалась уже на 12-й строчке.

Оценка рейтинга АСИ имеет несколько направлений, и по каждому из них в Ленинградской области из года в год ведется кропотливая работа. Сведены к минимуму административные барьеры для предпринимателей, по максимуму ускорены сроки необходимых согласований, а областное законодательство «заточено» под привлечение новых инвесторов: широкий круг предпринимателей, инвестирующих в экономику региона, получает существенные льготы по земельному налогу, налогам на прибыль и на имущество. Кроме того, Ленобласть – в лидерах по развитию институтов для бизнеса. Созданный в региональном Агентстве экономического развития фронт-офис поддерживает и обслуживает простую и удобную систему взаимодействия с инвесторами в режиме «одного окна». Бизнесменам практически не приходится вживую общаться с чиновниками. На специальном портале в интернете они могут со смартфона открыть интерактивную карту доступных инвестиционных площадок, о каждой из них получить исчерпывающую информацию (площадь участка, состояние и планы развития инфраструктуры, варианты приобретения и т.д.), а также узнать обо всех инвестиционных преимуществах и возможностях региона. Приняв решение приобрести землю и открыть свой бизнес, можно тут же подать об этом заявку.

К услугам предпринимателей – и созданная в 2017 году, не имеющая аналогов в стране сеть многофункциональных центров для бизнеса, где любой из них может без очередей получить весь необходимый набор госуслуг для ведения своего дела.

Среди крупнейших инвесторов, не первый год работающих в Ленинградской области и строящих планы дальнейшего развития здесь, - финский производитель шин «Нокиан Тайерс»; американский производитель спецтехники «Катерпиллар»; итальянский завод водонагревательного и отопительного оборудования «Эристон»; немецкий химический концерн «Хенкель»; из отечественных партнеров – «Газпром нефть», ОАО «Компания Усть-Луга», Х5 Retail Group, «Фосагро» и многие другие.

В этом году во время Петербургского экономического форума список инвесторов пополнился и новыми именами. Среди партнеров, впервые заключивших договоры с областным правительством, - компания «Пигмент», которая построит в поселке Янино Всеволожского района комплекс по производству лакокрасочных материалов; будущий производитель пеллет (гранул биотоплива) в Подпорожском районе - ООО «Гринкарбон»; ПАО «ТГК­1», с которым договорились о строительстве в Большой Ижоре Ломоносовского района, на берегу Финского залива, первого ветропарка, и другие.

Дмитрий ЯЛОВ, заместитель председателя правительства Ленинградской области, глава комитета экономического развития и инвестиционной деятельности:

«Ленинградская область на протяжении последних лет удерживает лидерство по целому ряду важных социально-экономических показателей: это и рост валового регионального продукта, и объема инвестиций в основной капитал, но, что еще более важно, реальных денежных доходов граждан.Чтобы укреплять лидирующие позиции, мы планируем внедрять новые механизмы взаимодействия с инвесторами, совершенствовать меры государственной поддержки бизнеса, развивать транспортно-логистический комплекс, способствовать переходу региональной промышленности к Индустрии 4.0»

ВЗОБРАЛИСЬ НА «ПРОЕКТНЫЙ ОЛИМП»

Три года назад, когда в правительстве Ленинградской области впервые заговорили о внедрении проектного управления, мало кто понимал, о чем идет речь, и многие относились к этому скептически. Но когда в конце прошлого года на одном из заседаний губернатор торжественно надел на голову своего заместителя, главы комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрия Ялова лавровый венок в честь триумфальной победы на престижном всероссийском конкурсе «Проектный Олимп», дружно апплодировал весь зал.

В ряду управленческих реформ, проведенных нынешним областным руководством с 2012 года, внедрение проектного управления стало главной «изюминкой», позволившей в разы повысить эффективность работы исполнительной власти.

Работа всех комитетов и ведомств правительства отныне строится по принципиально новой системе. Основа основ – принятая в 2016 году стратегия социально-экономического развития региона. Она могла быть похожа на толстый «талмуд», в котором с трудом ориентируются даже ее разработчики. Но стратегию изначально задумали и сформулировали максимально просто и кратко, так, чтобы она стала настоящим рабочим документом для всех подразделений правительства.

Дальше на основе стратегии был создан план ее реализации, в котором названы главные приоритетные направления развития области. По каждому из направлений составлена отдельная стратегическая карта, тоже предельно ясная и простая для понимания и использования. Всего лишь страничка текста, где перечисляются ключевые конкретные задачи и четкие показатели их достижения.

Следующим шагом стала «перестройка» государственных программ. Их переделали таким образом, чтобы каждой стратегической карте соответствовала своя программа, и чтобы цели этой программы синхронизировались с перечисленными в карте задачами. На основе этих же задач сформировали и включили в госпрограммы отдельные проекты.

Для каждого из ключевых проектных направлений создан проектный офис и назначены ответственные. Общую координацию работы над проектами осуществляет центральный проектный офис региона, а также оргштаб, возглавляемый губернатором. Особым ноу-хау стало так называемое «проектное сито», через которое отсеиваются по ряду критериев самые важные, приоритетные, проекты, реализацию которых в дальнейшем глава региона контролирует лично, в режиме ручного управления.

Новая система уже доказала свою эффективность. Если раньше над одной и той же задачей могли параллельно трудиться несколько комитетов, при этом зачастую не согласовывая между собой свои действия, то теперь за каждый проект отвечает конкретная небольшая команда людей и их руководитель. Четкая цель каждого проекта выражается в достижении конечного результата, который, в свою очередь, измеряется в виде набора из нескольких ключевых показателей. Стало меньше бюрократии: чиновников освободили от лишней отчетности и переписки. Совершенствование структуры госпрограмм позволило сократить бюджетные расходы.

На сегодняшний день в разных стадиях реализации в Ленобласти находятся более 50 проектов. Среди приоритетных - создание в Выборге города-музея, строительство транспортной развязки в Новом Девяткино, реконструкция областного центра медицинской реабилитации в Коммунаре, создание системы обращения с твердыми коммунальными отходами, повышение качества государственных услуг и другие. Есть «народные проекты», такие как «Доступный спорт», «Доступная поликлиника», «Молодежный коворкинг-центр». А в числе федеральных проектов, реализуемых в регионе, - формирование комфортной городской среды, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, комплексное развитие моногородов, доступное дополнительное образование, электронное здравоохранение и т.д.

Проектный Олимп покорен, но нет предела совершенству. В дальнейших планах регионального руководства – внедрение удобной информационной системы управления проектной деятельностью и дигитализация (перевод в цифровой режим) госуправления. Звучит почти фантастически: неужели реализацией проектов скоро будут заниматься не люди, а компьютеры? Вряд ли чиновники захотят уступить место роботам. Но внедрение полного электронного документооборота и объединение информационных ресурсов всех органов власти в одну универсальную систему наверняка сделают их работу еще эффективней.

НАРАСТИЛИ КИЛОМЕТРЫ И КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ

В Ленинградской области строители по итогам года сдали больше жилья на душу населения, чем в любом другом регионе России. За год введено в эксплуатацию 2,64 миллиона квадратных метров – по 1,47 кв. м на каждого жителя.

Высокие темпы ввода в строй нового жилья сохранились и в течение первого квартала 2018 года. За это время было сдано 1,19 млн кв. метров жилья, 837 тыс. из них – в многоквартирных домах, и еще 354 тыс. – в объектах индивидуального жилого строительства (ИЖС). Эти показатели на 40% превышают ввод жилья за аналогичный прошлогодний период. Более того, за первые три месяца 2018 года в Ленинградской области было выполнено уже 53% от планового показателя по строительству жилья на этот год, составляющего 2,2 млн кв. метров

Михаил МОСКВИН, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству:

 «Цифры, связанные с общим объемом вводимого в строй жилья, как нельзя лучше характеризуют инвестиционный климат в регионе и в то же время говорят о том, что ответственные строители могут и дальше наращивать темпы по вводу. Но, в связи с этим, нам необходимо сохранить спрос на жилье, обеспечив новые кварталы социальной и инженерной инфраструктурой. Причем крайне важна дорожная доступность».

Продолжается и дорожное строительство. Событием минувшего года стало открытие в день 90-летия Ленинградской области на юге Гатчины путепровода, связавшего город с Киевским шоссе. Этот объект серьезно разгрузил транспортные потоки в микрорайоне Аэродром, его ежедневная загрузка составляет около 6 тыс. автомобилей в сутки.

Наконец, регион вплотную приступил к решению давно наболевшей проблемы – отсутствия транспортной доступности граничащих с Санкт-Петербургом новостроек. В конце 2017 года было запущено строительство дорожной развязки с Кольцевой автодорогой в районе Западного Мурино. Государственный заказчик – ГКУ «Ленавтодор». Объект включен в адресную инвестиционную программу комитета по дорожному хозяйству Ленобласти, рассчитанную на период до конца 2020 года. Проект реализуется с привлечением бюджета Ленинградской области и за счет средств застройщиков. Дорожная развязка позволит решить проблемы с выездом из Мурино и Нового Девяткино. Уже открыт так называемый прокол под КАД – выезд на проспект Культуры, и начато строительство развязки.

ОТКРЫЛИ НОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

По итогам прошлого года объем валовой продукции сельского хозяйства в Ленинградской области впервые в истории превысил планку в 100 млрд и составил почти 104 млрд рублей, на 6 млрд больше, чем годом ранее.

Год ознаменовался мощным притоком инвестиций в АПК, открытием и началом строительства целого ряда новых инновационных производств.

В апреле во Всеволожском районе открылся новый тепличный комплекс по выращиванию листового салата и зелёных культур агрофирмы «Выборжец». Работающий без выходных конвейер производит и упаковывает более 20 видов свежих салатов и зелени – в год здесь будет производиться 25 упаковок зелени, что позволит полностью удовлетворить спрос всего Северо-Запада России в этом виде продукции.

Здесь же, на территории агрофирмы «Выборжец», вот-вот стартует строительство тепличного комплекса по выращиванию шампиньонов мощностью 10 тысяч тонн грибов в год (это будет треть всех шампиньонов, производимых в России). А месяц назад под Лугой торжественно заложили первый камень в фундамент завода, который будет производить для нового предприятия компост. Завод станет монополистом – нигде больше в стране компост для шампиньонов не выпускают. Стоимость цеха мощностью 40 тыс. тонн компоста в год составит1,8 млрд рублей, а общая стоимость шампиньонового производства — 5,5 млрд рублей.

На четверть увеличить производство свинины в регионе позволит заложенный в июне в Лужском районе новый свиноводческий комплекс совместного российско-датского предприятия «ИДАВАНГ Луга». Комплекс, общая стоимость которого составит 3,7 млрд рублей, рассчитан на единовременное содержание 3,5 тыс. свиноматок и производство 98 тыс. товарных свиней или 12 тыс. тонн свинины в год.

Выращивать фрукты и ягоды в промышленных масштабах планирует фермерское предприятие «Борд», с которым областной комитет по АПК в апреле подписал соглашение о сотрудидничестве. На территории Лужского района появится гигантский плодовый сад площадью 300 га, где будут выращивать яблоки разных сортов, а также груши, сливы, вишни и ягоды. Здесь же расположится базы для хранения и переработки плодовой продукции.

В рамках ПМЭФ-2018 правительство Ленобласти и племенной завод «Бугры» подписали соглашение о создании нового молочного кластера. В его состав войдет селекционно-генетический центр по разведению высокоценного стада племенных быков-производителей, молочно-товарная ферма на 1100 голов, а также завод по производству сыров. Ежегодно комплекс будет производить 4 млн единиц высокопродуктивного биологического материала и 500 эмбрионов, а завод - 2,2 тыс. т сыра. Объем инвестиций в проект составит 1,3 млрд рублей.

Олег МАЛАЩЕНКО, заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу:

 «Запуск новых высокотехнологичных производств дает импульс развитию всей экономики Ленинградской области. Это и новые рабочие места, и налоговые отчисление в бюджеты всех уровней, и ввод в оборот прежде пустовавших сельхозземель, и развитие социальной сферы на селе. Это сенергия для развития не только нашего региона, но и всего Северо-Запада России».

Говоря об итогах года в сельском хозяйстве, невозможно не упомянуть о рекордах молочного животноводства. Если в среднем в России коровы производят около 5 тысяч кг молока в год, то коровы Ленобласти – более 8 тысяч кг, а региональным рекордом является показатель 18 тыс. кг молока от одной коровы в год.

НАЧАЛИ РАЗДАВАТЬ ГЕКТАРЫ

Еще одним новшеством, нацеленным на развитие сельских территорий,  стала инициированная губернатором Александром Дрозденко программа «Ленинградский гектар», аналогичная дальневосточной. Она позволит привлечь инициативных людей со всей страны в отдаленные районы с недостаточной плотностью населения - Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский и Сланцевский, развернуть там предпринимательскую деятельность и создать новые рабочие места.

В программе смогут участвовать российские граждане в возрасте старше 25 лет (как частные лица, главы крестьянских фермерских хозяйств, так и юридические лица). На конкурсной основе они вправе получить от 1 до 10 гектаров земли, а также «подъемные» в размере 3 млн рублей. Эти деньги хозяин предоставленного участка обязан освоить в течение двух лет – приобрести технику, сельскохозяйственных животных, обустроить дом. В случае нецелевого использования земли и средств их придется вернуть государству. Если на протяжении пяти лет участок используется по назначению, у арендатора есть льготное право приобрести его в собственность с условием, что в течение 49 лет его нельзя будет разделить.

Уже разработан и сейчас проходит общественное обсуждение законопроект о выдаче «ленинградских гектаров». После его принятия Законодательным собранием (предполагается, что это произойдет осенью) желающие получить свой гектар смогут направлять заявки в комитет по агропромышленному комплексу Ленинградской области.

ЗАВЕРШИЛИ СОЦИАЛЬНУЮ РЕФОРМУ

Завершение начавшейся год назад большой социальной реформы коренным образом изменило всю систему соцподдержки в регионе и качество оказания социальных услуг.

Первым этапом реформы стало принятие Социального кодекса - глобального документа, который объединил в одно целое несколько десятков доселе действовавших областных законов и подзаконных актов в сфере социальной защиты населения и упорядочившего все имевшиеся в них нормы.

Главной целью кодекса, который вступил в силу с 1 января 2018 года, губернатор Александр Дрозденко назвал борьбу с бедностью. Ключевым понятием инновационного документа стал объективный критерий нуждаемости: отныне помощь получают лишь те, чей доход не превышает региональный среднедушевой денежный доход. Часть категорий граждан «выпала» из социальной поддержки – зато увеличился объем государственной помощи другим, более нуждающимся в ней категориям. Так, единовременная выплата при рождении ребенка повысилась в 1,5 раза, выплаты погорельцам - в 4,5 раза, на приобретение лекарств – в 3 раза. Важно и то, что по новому Социальному кодексу значительно упрощен порядок оформления социальных выплат.

Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, заместитель председателя правительства Ленинградской области по социальным вопросам:

 «После введения в действие Социального кодекса Ленинградской области, очередной задачей развития отрасли социальной защиты населения стала унификация правил и принципов работы служб в районах области. Их объединение и региональное подчинение позволят ускорить переход на единый стандарт оказания услуг – от времени приема, сроков рассмотрения обращений до единых ставок оплаты труда соцработников».

Передача полномочий по предоставлению соцуслуг в районах с муниципального на региональный уровень произошла буквально только что, 1 июля 2018 года, и позволила ввести во всех без исключения социальных учреждениях Ленинградской области единые правила оказания социальных услуг и помощи населению. Единый стандарт действует отныне и в крупных городах, и в мелких поселениях. Последними штрихами этого этапа социальной реформы должны стать принятие единой хартии социального работника, введение для них специальной формы и общих стандартов помещений, в которых расположены службы соцзащиты.

В целом же основными ориентирами в социальной политике региональные власти считают доступность всех видов социальной помощи населению, заботу о детях и пожилых людях. От направленных на это законодательных мер и практических действий зависит улучшение демографических показателей. По данным Петростата, на 1 января 2018 года численность постоянного населения Ленобласти составила 1 млн 814 тыс. человек, за год число жителей увеличилось на 21,9 тыс. человек (1,2%), поэтому крайне важными остаются дополнительные меры поддержки ленинградцев - особенно семей с детьми.

Большое внимание в Ленобласти уделяется созданию доступной среды для маломобильных групп населения. На эти цели в течение последних пяти лет было выделено в общей сложности более 412,5 млн рублей.

Успешно развиваются в регионе новые технологии социального обслуживания - «Тревожная кнопка», «Служба сиделок», «Заботливый сосед», «Школа здоровья» и другие, адресованные как пожилым людям, так и всем тем, кто, независимо от возраста, заботится о своем здоровье. В прошлом году ими воспользовались более 3,5 тысячи жителей региона.

УЛУЧШИЛИ ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

Пожалуй, ни одно придуманное «наверху» начинание не обретало такой народной популярности, как приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». И это не удивительно. Во-первых, проект напрямую нацелен на то, чтобы сделать жизнь людей в городах и крупных поселках лучше и краше. А во-вторых, им самим дается право решать, какой именно двор и как обустроить, где разбить сквер, и что в этом сквере будет. В разработку и обсуждение проектов благоустройства дворов, а также скверов, парков и других общественных пространств с воодушевлением втянулись сотни тысяч жителей Ленинградской области.

В 2017 году было благоустроено 133 двора и 42 общественных пространства на сумму более 1 млрд рублей, выделенных из федерального, областного и местных бюджетов. Общая площадь благоустроенных дворов составила почти 700 тыс. квадратных метров, общественных пространств — 336 тыс. кв. м.

В 2018 году реализация проекта продолжается. 18 марта жители 22 городских поселений выбрали приоритетные для благоустройства общественные территории. В рейтинговом голосовании приняли участие более 400 тысяч человек. В целом в этом году к формированию комфортной городской среды подключились 78 поселений, в которых проживает не менее 1 000 человек. На их парки, скверы, набережные, детские и спортивные площадки будет потрачено в 2018 году более 950 млн рублей, в том числе 687,2 млн рублей из регионального бюджета.

Активность ленинградцев оценили на федеральном уровне: в составленном рейтинге благоустройства и формирования комфортной городской среды регион занял пятую строчку, а несколько реализованных проектов - комплексный ремонт территории возле многоквартирных жилых домов в Гатчине на Красноармейском проспекте, благоустройство места массового отдыха у прибрежной полосы в Рощино, обновление двора на улице Машиностроителей и территории вдоль Вятского ручья в Тихвине и комплексные  изменения общественного пространства возле завода «Метахим» в Волхове вошли в Федеральный реестр лучших практик по благоустройству.

Олег КОВАЛЬ, заместитель председателя правительства Ленинградской области по жилищно-коммунальному хозяйству:

«До недавних пор в стране не было системного целостного подхода к городской инфраструктуре на всех уровнях. Теперь мы меняем наши общественные пространства, благоустраиваем дворы, комплексно решаем поставленные правительством России задачи по созданию качественной городской среды».

ОБЪЯВИЛИ ВОЙНУ МУСОРУ

Одна из самых острых проблем Ленинградской области, особенно той ее части, что входит в агломерацию соседа-мегаполиса, - это мусор. Более, чем три четверти «областных» бытовых отходов на самом деле поступают в наш регион из Санкт-Петербурга.

Без четкой стратегии действий по наведению порядка в сфере обращения с отходами Ленобласть могла бы буквально утонуть в мусоре. Но такая стратегия была найдена. Область первой в России приняла территориальную схему обращения с отходами на ближайшую десятилетку. Стала первым в стране регионом, подписавшим соглашение с соседним субъектом РФ по обороту мусора. И первой утвердила единого регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В прошлом году областное руководство поставило перед собой задачу – к 2021 году на территории региона не должно быть ни одного полигона-накопителя отходов в 50-километровой близости от Санкт-Петербурга. К закрытой ранее «Волхонке» в 2017-м добавились «Новоселки» и «Грюнберг». Больше накопителей мусора строить не будут. В перспективе – появление в Ленобласти трех современных полигонов, способных сортировать, перерабатывать и утилизировать остатки от переработанных отходов.

Андрей БУРЛАКОВ, заместитель председателя правительства Ленобласти:

 «Мы четко представляем дальнейшие действия. Определена стратегия борьбы с отходами и развитие мусорного рынка: закрытие ждет полигоны по накоплению отходов в 50-километровой зоне от Петербурга, а параллельно будут строиться новые современные полигоны. Так что накапливать отходы нам не придется. Утилизации будут подлежать только «хвосты» – то есть, остатки от переработки мусора».

Ленобласть активно переходит на новые технологии: на всех действующих полигонах уже сегодня используется система дегазации, благодаря которой там не может произойти взрыв. А полигон «Новый Свет-Эко» в Гатчинском районе стал пионером выработки из свалочного газа электроэнергии.

С 1 января 2019 года в Ленобласти будет введен двухконтейнерный сбор мусора, позволяющий делить отходы. Обсуждаются планы строительства мусороперерабатывающих заводов и внедрение системы рециклинга - переработки отходов для их повторного использования.

Прошлый год ознаменовался усилением борьбы с незаконными свалками, их стараются ликвидировать удвоенными темпами. Для большего успеха к выявлению свалок и поимке тех, кто их устраивает, все чаще подключают новые технологии: фотоловушки, квадрокоптеры и другие средства фото- и видеофиксации.

На смену Году экологии пришел Год волонтера – и тот, и другой способствовали активному участию в борьбе с мусором многочисленных общественных организаций и волонтеров. Они устраивают различные акции и проводят субботники, очищая леса, берега рек и озер, улицы городов, парки и скверы от мусора.

ВЫЯСНИЛИ, КТО САМЫЙ ЛУЧШИЙ

Ежегодный мониторинг эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа в Ленинградской области проводился и раньше. Но губернатор решил изменить его. Начиная с этого года, районы стали оценивать по новой уникальной системе, разработанной по поручению Александра Дрозденко. «Рейтинг-47» - так ее назвали по числу параметров оценки результативности деятельности глав районных администраций.

Результаты работы муниципалов теперь оценивается в нескольких сферах: управление и финансы; управление муниципальными земельными ресурсами и муниципальным имуществом; экономика; социальная сфера; безопасность; жилищно-коммунальное хозяйство; комфортная городская среда. По каждому показателю начисляются баллы. В итоге районы выстраиваются по числу набранных баллов, в порядке убывания, и делятся на три группы (по 6 районов в каждой) - «Высокий уровень эффективности», «Удовлетворительный уровень» и «Неудовлетворительный уровень». На первое время решено не предавать огласке, кто получил «уд.» и «неуд.» и как выглядит их список. Объявляются лишь «отличники» - шесть районов, попавших в первую группу.

По итогам впервые проведенного в первом квартале 2018 года рейтинга лучшими названы Приозерский, Выборгский, Лодейнопольский, Кингисеппский, Тихвинский и Киришский муниципальные районы. Главе администрации Приозерского района Александру Соклакову губернатор торжественно вручил переходящее знамя – флаг Ленинградской области с подписями космонавтов, которые когда-то брали его с собой на МКС. Все шесть районов-победителей получат и денежную награду: им будет дополнительно выделено от 5 до 30 миллионов рублей на реализацию программы «Формирование комфортной городской среды».

Анастасия Петрова, Евгения Дылева

Теги: