Top.Mail.Ru

Древние сказы, священные камни, долгие тропы

Малые коренные народы – зеркало прошлого, отражение которого – в настоящем.

Разные виды туризма существуют и развиваются в Ленинградской области. Но одной из главных ее «изюминок» можно назвать этнографический туризм, цель которого – изучение истории и быта, приобщение к материальным и духовным ценностям малых коренных народов, живущих на территории региона.

Особые страницы в летописи нашего региона, имеющего многовековую историю, связаны с укладом жизни, обычаями и традициями малых коренных народов: вепсов, ижор, води, ингерманландцев. Без них и современный День рождения области немыслим. Колорит и своеобразие этих мест издавна привлекают всех, кому они интересны: как исследователей, так и людей, которые просто любят путешествовать – дивиться тому, что сохранено с давних времен, узнавать новое.

Праздник Егория и Сдвижев день

Этническое разнообразие Ленобласти, как утверждают ученые, уникально для западной части России. Кроме многих прочих народностей и народов, в разных частях региона проживает четыре коренных малочисленных народа. Ни один из субъектов РФ не имеет такой богатой «картины». Каждый из народов обладает не только самобытной культурой, древней историей, но еще и яркими национальными чертами характера, особенными поверьями.

Многое о традициях малых коренных народов, населяющих регион, знает представитель старинного вепсского рода, краевед, житель Подпорожья, член Общественной палаты Ленобласти Петр Васильев.

«Немало традиций связано именно с древними летними праздниками, «соседствующими» с официальным, несравнимо более молодым Днем Ленинградской области, – рассказал он «Общей газете». – Теплые дни, как известно, в деревнях зиму кормят. Вот и вепсы издавна от выгона скота на праздник Егория и до осеннего сбора того, что наросло в лесу и на огороде, ближе к Сдвижеву дню, выстраивали свою жизнь по крестьянскому трудовому календарю. При этом крайне важны были все церковные праздники, для вепсов имеющие ещё более глубокий смысл, связанный с почитанием святых покровителей домашнего очага и скота с полем».

Краевед напоминает, что некогда в каждой деревне был свой святой и свой праздник, поэтому гости из соседних деревень ходили на богомолье, а заодно и навестить родных. «В этих традициях была защита неведомых сил от разных напастей, к которой люди в дальних деревнях обращаются до сих пор. И нет там мелочей, даже обычный паучок может восприниматься, как посланник от мира предков, а птица или животное нести какое-то предупреждение – объясняет Петр. – Как правило, руководят обрядами старые и знающие люди, используют при крестном ходе старинные иконы, которые омывают в озёрной или речной воде, под ними должен пройти каждый, и обязательно угощение всех пришедших общими блюдами».

Только на июль приходится два больших праздника - День празднования Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля) и День Владимирской иконы Божией Матери (28 июля). На первый праздник гости едут в деревню Озеро, на второй – в деревню Ладва. Традиционно в каждом доме устраиваются посиделки. Постоянного сценария у этих праздников нет, каждый раз они проходят по-разному, и ни один из них в точности не повторяется. А 2 августа отмечается Ильин день.

«Мне же знаком с детства Немжинский заветный праздник, – делится воспоминаниями директор Вепсского центра в Винницах Надежда Ковальская. – В середине июля Крестным ходом народ идет на Белое озеро, в водах которого традиционно происходит омовение иконы, и все купаются. Считается, что после такого купания год не будешь болеть. Помню, меня ещё бабушки туда приводили, и мы купались в длинных холщовых сорочках. Я смотрела, и было немного страшно, озеро-то очень глубокое».

Особая тема – традиционная народная еда. Например, вепсская калитка, основа которой – ржаная мука. Есть и другое традиционное блюдо – пшенные сканцы.

Баба Йога – прабабушка Бабы Яги

Сказочны природа и колорит этих мест. Кстати, здешние сказки, может быть, и суровые, но притягательные и романтичные, как сами края, в которых обитают потомки вепсов, ижор, води, ингерманландцев. Здесь издавна бытуют подчас непривычные для нас представления об окружающем и окружающих. Например, самой красивой у предков «старинной веси» (так некогда называли вепсов) считалась женщина в теле – чем толще, тем краше.

Как говорят знатоки фольклора, многие сказки – о животных, об отношениях старых и молодых в семье, о чудаковатых соседях. Точно так же, как в сказках других народов мира, бедные в этих сказках добрей и мудрей богатых, злые и ленивые получают по заслугам. «Есть сказки несуразные, есть и такие, которые детям лучше не пересказывать из-за своеобразного юмора, который на грани принятых ныне этических норм. У вепсов нет ярко выраженных отрицательных и положительных сказочных персонажей, – поясняет Петр Васильев. – Ведь и леший, и водяной воспринимаются ими как помощники хозяина леса, с которыми можно ладить. По одной из версий всем известная баба Яга могла произойти в далеком прошлом от вепсской хозяйки воды Бабы Йоги, которой могли пугать детей, чтобы они были осторожней у воды».

С древних времен известна фольклорная история про дуб, который закрыл солнце, про добывание светил и даже сотворение мира. Чудные истории с увлекательным ожерельем событий. Например: братец срубил дуб, из дуба - церковь, а потом много-много разных полезных предметов.

Про добывание светил - такая сказка: жили люди без света, не было у них Солнца, в потемках ловили рыбу в ручье и однажды узнали, что далеко все же есть Солнце. Отправили девушку за светилами, снабдив ее сонным клубком, а она, коварная, усыпила жителей деревни и стащила это самое Солнце. Когда люди проснулись и пустились в погоню, похитительница бросила гребешок - вырос непроходимый лес, но обиженный, обделенный светом народ снова бросился догонять ее, чтобы вернуть Солнце. Тогда девушка бросила камень - и выросли горы. Когда отстала погоня, добралась она до своей деревни, где людям сразу стало светло.

Прародительницей мира у соседних народов, финнов и карелов, считается утка, а у ижор и води - ласточка. Подробности таковы: над бескрайним морем летала ласточка, искала кочку, чтобы сесть, но несколько лет и зим никак не могла найти. А когда нашла, свила себе медное гнездо и снесла золотые яйца. Но налетел сильный ветер, опрокинул гнездо, яйца вылетели из гнезда и разбились. Полетела безутешная ласточка к брату-кузнецу, тот выковал железные грабли. И она отправилась с этим тяжелым предметом туда, где разбились яйца. Постаралась собрать - и вышло, что желток стал солнцем, белок – месяцем, а осколки скорлупки – звездами.

Как сохранить наследие

В Ленобласти действует программа по поддержке коренных малочисленных народов. Она призвана поддерживать народные традиции, такие как этнокультурные праздники, ремесла. В этом году объем ее финансирования составляет около 15 млн рублей. Причем, область впервые получила федеральную субсидию на социально-экономическую поддержку и развитие коренных малочисленных народов России - в рамках софинансирования федерального, областного и муниципального бюджетов выделено 1 млн 140 тысяч рублей. На эти деньги будет проведен ремонт системы энергоснабжения сельского клуба в деревне Вонозеро и участков дорог в городе Вознесенье и Винницком сельском поселении – одном из основных мест проживания малых народов.

Основная задача всех этих действий – сохранение обычаев, традиций, ремесел. Идет серьезная издательская работа, при поддержке региональной власти выпускаются учебные языковые пособия и справочники о культуре и истории. За последние годы существенно изменилось отношение к малым коренным народам. Пришло осознание, что это не просто экзотика, а составная часть культуры региона.

Продолжаются многолетние проекты «Мобильный музей» и «Мобильная школа», зрители с удовольствием приходят в «Мобильный театр». В Вепсском Центре поселка Винницы по-прежнему ставят спектакли на фольклорной основе, на языках коренных народов. На протяжении многих лет, при участии специалистов Этнографического музея, музея Антропологии и этнографии имени Петра Великого в Петербурге (Кунсткамера), Большого Петербургского университета, продолжается кропотливая исследовательская работа.

В регионе действуют госпрограммы «Устойчивое развитие в Ленинградской области» и две подпрограммы: «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений» и «Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов Ленинградской области».

«Главное, есть интерес и желание сохранить наследие малых коренных народов, – считает ученый-этнограф, научный сотрудник Кунсткамеры, руководитель Центра коренных народов Ленинградской области, председатель Общества ижоры и води, член Международного консультативного комитета финно-угорских народов от ижор Ольга Конькова. – Если говорить о самих коренных народах, то все зависит от того, насколько их представители ощущают себя их частью. Когда человек знает историю и культуру своего народа, гордится ею, никаких особых препятствий нет для изучения языка и расширения познаний. Все просто: помним и любим, поэтому знаем и стремимся узнать еще больше. Хорошо, когда люди знают не только имена бабушек-дедушек, но и осознают, что малый народ с древней историей на самом деле велик, и часть этой истории – его собственная жизнь».

Евгения Дылева

 

Теги: