Селекция - это высшая форма рыбоводства
— В этом году центр отметит 25-летие. Какие успехи у центра к юбилею?
— У нас сформированы и выведены две породы форели. Направлены документы в Минсельхоз о присвоении третьей породы — Ропшинская золотая. Ещё одно направление в Тульской области — выведена порода черепетского тепловодного карпа. Также мы готовы выращивать молодь для восстановления популяции балтийского осётра, который много лет назад исчез из Балтийского моря.
— Каким видите будущее селекционного направления в рыбоводстве?
— Главная загвоздка для развития селекции рыб — финансирование, которое трудно получить. Регион не может помогать бюджетному учреждению. Раньше мы получали дотации и могли спокойно заниматься наукой. У нас самые опытные селекционеры-рыбоводы, мы стажируем и обучаем молодёжь, которая затем работает в рыбных хозяйствах, а последние, в свою очередь, нуждаются в поддержке учёных — в консультациях и советах по поводу разведения маточных стад.
— Сколько нужно времени, чтобы вывести новую породу рыбы?
— Селекционно-племенная работа — длинная процедура. Нужно несколько поколений, чтобы получить все признаки, на которые была направлена селекция. Например, повышение плодовитости, или скорости созревания, или особого окраса — как у ропшинской золотой форели. Например, селекция ропшинского карпа шла порядка 50 лет, чтобы вывести породу, которая приспособилась к северным условиям. Селекция — нескончаемый процесс, его нельзя остановить или прервать. Одним словом, селекция очень трудоёмка, это высшая форма рыбоводства.