Top.Mail.Ru

Доигрались до «Выборгполии»

Любите гулять по Выборгу, а живёте в Подпорожье или Лодейном Поле – на другом краю Ленинградской области? Гуляйте, не выходя из дома – и даже комнаты. Теперь обо всех исторических местах города можно узнать из настольной игры «Выборгполия» – проекта молодых выборжан. Как с помощью экономической игры привлечь внимание к проблеме восстановления Выборга, почему детям интересно почувствовать себя предпринимателями и как долго развлечение будет популярно среди местных жителей, «Общая газета» узнала у создателей игры Александра Пшебельского и Яны Коллиной.

– Как пришла идея создания настольной игры с местным колоритом?
– Мы играли в небезызвестную «Монополию» и шутили: почему до сих пор нет такой же, но про Выборг? Про Москву нечто подобное есть. Закономерно захотелось видеть на поле и родные места – по-другому относишься к тому, что ежедневно встречаешь в своём же городе. Арбат Арбатом, а знакомый завод вот здесь, прямо на игровом поле – это иное. Создаётся некая связь – ментальная. Можно после игры прийти к историческому объекту, рассмотреть со всех сторон, даже потрогать. Просто пошутили – и вот, дошутились!

– Почему именно экономическая игра легла в основу «Выборгполии»?
– Играли во многие экономические настольные игры, «Выборгполия» – это их своеобразная смесь. Разумеется, добавили много своего. Мы знали, использование каких моментов с юридической стороны будет безопасным, а каких – нет. Например, слово «Монополия» сразу подпадает под юрисдикцию тех, кто издаёт оригинальную игру. У нас же ни секунды не было идеи использовать слово «Монополия», сразу придумали «Выборгполию» – слова хорошо складываются, да и звучат прекрасно. Поняли, что это отдельное уникальное имя, которое никому не принадлежит. К тому же, мы не использовали ни одного рисунка, который есть на поле в «Монополии». Всё кропотливо и тщательно отрисовывал дизайнер, который нам помогал. Так что, проблем никаких не возникло – поменяли абсолютно всё!
А сам образ узнаваем просто потому, что «Монополия» стала популярной ещё 90-х – тогда настольные игры пришли в нашу страну. В том числе и мы попали в этот игровой бум.

– Где брали деньги на реализацию проекта? Полиграфические услуги нынче не из дешёвых.
– Нам предложили поехать на молодёжный форум «Идея» и представить этот проект. Изначально разрабатывали его на собственные средства и с помощью денег от спонсоров: кто-то откликнулся, кто-то нет – кому это не надо. Затем выиграли грант, на который и напечатали первую партию игры.

– «Выборгполия» – это исключительно развлекательный проект?
– У игры много функций и задач. В основе лежит идея нестандартным образом привлечь внимание к проблеме восстановления нашего города. Это действеннее и эффективнее, чем любые посты в интернете. К тому же между людьми – игроками – происходит процесс общения. Одно дело в игру просто играть, другое – сразу же обсуждать, что происходит на историческом объекте, как его восстанавливать, как проводить реконструкцию. Рождаются воспоминания и идеи, возникают дебаты. У нас так и было, и не раз! Мы провоцируем игроков на беседы – о том, что происходит в городе. Чтобы и люди задумались, что что-то должны сделать и сами.
К тому же, игровая валюта имеет номинал российских рублей – значит, есть ещё и обучающая функция. Помогает детям от 8 лет и старше – они могут впоследствии использование денег игровых перенести на деньги реальные. Дети будут привыкать к тем купюрам, которые есть сейчас в обороте, научатся их считать. Будет складываться модель общения. Ребята почувствуют себя взрослыми, поиграют в предпринимателей.
Подросткам же игра полезна со стороны исторического знания. У каждого возраста свой интерес к этому проекту. Много всего получилось! Даже иногда сами не осознаём, что сделали. Вложили много сил, трепета и души.

– «Выборгполия» – игра экономическая. А вам самим сейчас достаётся прибыль от проекта?
– Проект сейчас на самоокупаемости. Дело даже не в прибыли – такой задачи не стояло в принципе. Это проект, который направлен на привлечение внимания к тому, что происходит в городе. Мы постарались сохранить и преподнести в максимально доступной форме ту информацию о состоянии памятников, которая актуальна на данный момент. А будет ли это интересно через несколько лет, когда объекты культурного наследия восстановят? Да, делаем ставку на то, что будет – мы наглядно увидим, что конкретно изменили за это время. Как это было, как есть и как будет. По той информации, на основе которой составлена игра, мы сможем понять, получилось ли у нас что-то сделать. Мы сохранили и зафиксировали то состояние города, которое видим вокруг себя сегодня.
Но игра всё же покупается – скоро будет 50 проданных игр. Спрос есть, люди узнают и играют, делятся фотографиями и радуются.

– Как популяризируете игру среди местных жителей?
– В конце января будем проводить первый организованный игровой вечер. Уже 44 человека собрались участвовать, поэтому закрыли запись – много желающих. Первый раз проведём в спокойном режиме – чтобы поменьше народа было, и мы бы со всем справились. Планируем проводить такие вечера каждый месяц. Делаем рекламу везде, где это возможно.
Пока в планах также пойти по школам и сделать своеобразные уроки краеведения – показать игру, чтобы дети на уроках в игровой форме знакомились с исторической составляющей нашего города. Хотя бы будут знать основы о том, что есть в нашем Выборге. Некоторые люди и сейчас – лет так в 30 – смотрят на Костёл святого Гиацинта и не понимают даже, где это. А на всех карточках с объектами в игре есть QR-код, считав который можно получить информацию о здании, и адрес объекта.

Теги: