Нематериальный экспорт
«Настало время, когда возникают совершенно новые, высокотехнологичные отрасли. Мы не можем не ответить на этот вызов — в противном случае мы проиграем», — заявил Александр Дрозденко. Экономика в самом деле уже меняется, причём — в самых разных направлениях. Одно из самых современных веяний — рост доли экспорта услуг. Это когда граждане других стран специально приезжают в регион, чтобы получить определённый сервис. Здесь Ленинградская область уже может похвастаться неплохими темпами развития. А к 2025 году власти планируют увеличить объём экспорта услуг из региона на 60%.
«Наиболее перспективными направлениями в этой сфере для 47-го региона являются портовые услуги, а также перегрузка, логистика, хранение. Дополнительные возможности у области появятся после ввода в эксплуатацию скоростной автомагистрали между Москвой и Петербургом. А также в сфере туризма», — уверен заместитель председателя правительства области по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов.
Эксперты, правда, уверяют, что динамичнее всего экспорт услуг будет развиваться в сферах IT, медицины и образования. А в них области пока сложно соперничать с Петербургом: «Я думаю, что больше речь идёт о создании благоприятных условий ведения бизнеса, чтобы спровоцировать перерегистрацию предприятий в 47-й регион, — считает ведущий аналитик НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Травин. — В будущем в области больше будет развиваться всё-таки товарный экспорт. Прежде всего, за счёт расширения экспортоориентированных транснациональных производств, если политические условия не усложнят положение иностранных компаний».
Однако, кроме крупного бизнеса, есть ещё и мелкие предприятия. Мультимиллиардер и основатель «Алибаба» Джек Ма, например, считает, что будущее всей экономики за ними. Ведь с развитием международных онлайн-магазинов товары сможет экспортировать любой, лишь бы продукция была конкурентной по цене и интересной. «В изменяющихся условиях нам необходимо придумать механизмы более быстрого развития малого и среднего бизнеса для конкуренции и внутри страны, и на мировом рынке. Здесь есть большое поле для деятельности», — старший вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Ирина Панченко настроена оптимистично.
Областные власти это тоже понимают. В 2017 году начал работать региональный экспортный центр, в задачи которого входит поддержка малого и среднего бизнеса при выходе на внешние рынки сбыта. Кроме того, для областных экспортёров разработан региональный бренд «Сделано в Ленинградской области» — право использовать логотип получили уже 50 региональных компаний.