Top.Mail.Ru

«Нам хочется увидеть следы мощного потока, намного превосходившего современную Свирь»

В Ленинградской области есть многим известная река — Свирь. Даже, скажем, река знаменитая. «Общая газета» побеседовала с Михаилом Шитовым, доцентом Санкт-Петербургского государственного университета кафедры осадочной геологии, о её возникновении и развитии Свири. Сроки её жизни трудно уместить в голове. Ищите современные знакомые географические названия — и поймёте весь масштаб.

— Около 15 тысяч лет назад ледники последнего (осташковского) оледенения отступили к северу от Вепсовской возвышенности и на месте южной части современного Онежского озера и южного Прионежья образовался обширный приледниковый бассейн – Онежское приледниковое озеро. Уровень этого озера достигал около 130 м абсолютной высоты (у современного Онежского озера – 33 м), а сток из него происходил к югу в направлении р. Ковжа – Белое озеро – река Шексна – река Волга. 
Около 14,5 тысяч лет назад ото льда освободился юго-западный сектор побережья Онежского озера и приледниковое озеро получило сток по сквозной системе долин рек Ошта – Тукша – Оять, а уровень его снизился до 106 – 120 м абсолютной высоты. Спустя всего 500 лет ледник отступил с южной части Онежско-Ладожского перешейка и в районе города Подпорожье произошел прорыв вод Онежского приледникового озера в западном направлении – в приледниковый бассейн на месте современного Ладожского озера, а уровень Онежского приледникового озера снизился до отметок 80 м абсолютной высоты. Тогда и образовалась река Свирь.

— Как Свирь развивалась? 

— Эту схему развития реки Свирь разработали в середине 1990-х — начале 2000-х годов М. Саарнисто, финский исследователь, и И.Н. Демидов, заведующий отделом четвертичной геологии Института геологии Карельского филиала Академии Наук. Она получилась довольно сложной и не всегда корректной: основана на принципиальном допущении о значительном перекосе котловины Онежского озера в результате неравномерного гляциоизостатического поднятия, при котором северное побережье поднималось значительно быстрее, чем южное. Гляциоизостатическое поднятие или, как еще говорят, аплифт — это явление, связанное с компенсаций прогибания земной коры под тяжестью ледников. После их таяния начинается поднятие, причём очень быстрое — до десяти миллиметров в год — таких скоростей вы не встретите ни в одной горной стране. Из-за этого допущения И.Н. Демидову и М. Саарнисто пришлось ввести в свою схему возникновение стока из Онежского приледникового озера на север в Белое море и на запад, через среднюю часть Онежско-Ладожского перешейка в районе реки Видлицы, в период 13,2 – 12,4 тысяч лет назад. В это время, согласно их представлениям, сток по Свири прекратился и возобновился только около 12,3 тысяч лет назад, когда возникла современная река Свирь.

Никаких геологических свидетельств стока из Онежского приледникового озера в Белое море и через Видлицу до сих пор неизвестно, а схема И.Н.Демидова и М.Саарнисто основана на изучении донных отложений Онежского озера и ряда малых озер, в прошлом имевших связь с Онежским приледниковым озером. В этой схеме не учитываются геологические свидетельства самого прорыва Свири. По сути, до недавнего времени эти свидетельства вообще не были известны. А нам, естественно, хочется увидеть следы этого события. Какие следы? Следы мощного потока, намного превосходившего современную Свирь: его отложения – гальку, гравий, песок и эрозионные формы – следы размыва – уступы, например, выработанные в более древних отложениях. И нам это удалось. Мы проследили древние береговые линии палео-Свири от города Подпорожье почти на 100 км вниз по течению и установили возраст этих береговых линий. Никаких следов двукратного установления стока по Свири не фиксируется. Она образовалась около 14 тысяч лет и с тех пор сток по ней происходит непрерывно.

— Как реку можно сопоставить с историческими периодами? 

— Путь по Свири в Онегу и на Белое озеро, а оттуда в верховья Волги — это один из вариантов Великого Балтийско-Волжского пути раннего средневековья. Это путь трассируется раннесредневековыми находками, в том числе кладами куфических (арабских) монет, по которым мы легко можем установить время, когда эти клады были зарыты. Такие клады известны и в районе города Лодейное Поле.

Для нас Лодейное Поле — это, прежде всего, родина Русского флота. Между прочим, строить флот в глубине своей территории, недосягаемой для врагов, не Пётр I придумал. Так ещё Святослав делал, когда хазар громил — флот построил, на нём по Волге спустился, взял столицу Хазарии и после начал операции на суше. А вообще, Лодейное Поле — замечательный красивый город, где живут очень хорошие люди. Я люблю этот город и уже много лет с радостью в него приезжаю.

— В каком состоянии река находится сегодня?

— На мой взгляд, Свирь — река чистая! Сейчас к рекам довольно бережно относятся — очистные сооружения в Лодейном Поле и Подпорожье неплохо работают. Бывают, конечно, аварийные сбросы, но они существенного влияния на качество воды не оказывают. За 15 лет, что мы работаем на Свири, я не заметил каких-то негативных изменений и загрязнения реки. Дело в другом — за последние 10 лет у многих появились лодки и автомобили. В результате, в некоторых местах живописные берега Свири, Ояти и Паши просто завалены бытовым мусором. Его, как правило, оставляют отдыхающие, приехавшие, в том числе, из Петербурга. Почему им трудно вывезти мусор — я не понимаю. Плохо, конечно, и то, что Свирские берега в нижнем течении, как и на реках Оять и Паша, интенсивно застраиваются. Это прямое нарушения природоохранного законодательства. Что с этим делать — я не знаю. В целом, подчеркну, Свирь — река чистая.

Теги: