Поди, поймай
«Я – геолог, не ихтиолог, и даже не рыбак, можно сказать – дилетант. Но суждения мои основаны на разговорах с местными рыбаками».
— Феномен, конечно! Лесосплав давным-давно запрещён. Промышленное производство и судоходство по Свири за последнюю четверть века сократились, очистные сооружения в Подпорожье и Лодейном Поле работают, а рыбы всё равно становится меньше, — констатирует Шитов.
— Мне приходилось слышать несколько предположений. Из них более или менее приемлемыми представляются два. Первое – сокращение рыбных запасов Свири связано с весенними взрывами льда для предотвращения заторов льда и высоких паводков, при которых происходит затопление населенных пунктов в нижнем течении реки. Взрывать стали, наверное, лет десять назад. Взрывают обычно с середины марта до начала апреля. Взрывают в месте слияния рек Свирь, Оять, Паша, в Свирской губе и на других реках. По 150 кг взрывчатки за один взрыв. Иногда взрывают несколько раз в течение нескольких дней! И это незадолго до нереста! А щука, например, в это время уже идёт на нерест. Ну, правда, предупредительный взрыв делают — рыба от него якобы уходит. Куда уходит и как после этого нерестится — никто не выяснял.
— Второе объяснение – резкие колебания уровня Свири весной после нереста рыбы. Сток по Свири зарегулирован каскадом ГЭС. Уровень в водохранилищах надо держать на определённом уровне. Большой сток в водохранилища — воду сбрасывают, маленький сток — воду держат в водохранилищах. Часто это делают ситуативно, с недостаточным учётом среднесрочного прогноза погоды. Воды в водохранилищах не хватает, её сбрасывают мало, в результате уровень воды ниже Нижнесвирской ГЭС резко падает, иногда на метр. Мелководье, где отнерестилась рыба, обсыхает и икра попросту может погибнуть.
Общественники говорят и о других связанных с рыбоохраной сложностях, которые вполне могли сказаться на всей системе наблюдения за рыбными ресурсами. Ведь имели место организационные пертурбации. В один момент (в начале 2008 года), как помнят местные старожилы рыбоохрану в Лодейнопольском и Подпорожском районах осуществляли всего два человека.
СМИ, в свою очередь, полагают одной из главных причин оскудения рыбных запасов ещё одну – браконьерство, варварское использование электротока. В погоне за ценной рыбой.
Но как сообщает сегодня пресс-служба Северо-Западного теруправления Росрыболовства, именно об оскудении запасов водных биоресурсов сегодня говорить не приходится. Состояние — удовлетворительное. Уловы — стабильны. Объём с начала 2017 года и по 1 ноября составил 21 522,348 тонны. Приозерский и Выборгский районы обладают наиболее обширными водными пространствами, поэтому многие любители рыбной ловли приезжают именно сюда. Но такие районы, как Тихвинский и Лодейнопольский — наиболее удалены от города, рыболовов-любителей здесь меньше, поэтому и шансов на успешную рыбалку значительно больше.