Top.Mail.Ru

По каким показателям районы — аутсайдеры официального рейтинга выше лидеров?

Первый и последний

После  того, как обсуждение последнего рейтинга районов Ленинградской области поутихло — а его победителям, напомним, положено на троих 20 млн рублей грантов — самое время  внимательно посчитать все взлёты и падения, а также понять, по каким показателям аутсайдеры выше лидеров. Мониторинг качества работы органов местного самоуправления проводится ежегодно на протяжении вот уже нескольких лет. Началось всё с соответствующего указа президента, опубликованного в 2008 году.

Как соревнуются?

Начнём с того, что оценки ставятся не самим районам, а районным муниципальным администрациям и качеству их работы. Ведь принято считать, что экономические и социальные показатели территорий зависят от адекватности руководства на местах. Обеспечил повышенные показатели — местный бюджет «твоего» района получил бонус. То есть грант из региональной казны.

В этих финансовых сношениях тоже есть своя специфика. Ведь районные администрации — это структуры органов местного самоуправления, которые по закону независимы от государственного аппарата. И имеют самостоятельные муниципальные бюджеты. Которые всегда — так сложилось — скудны. Государство — в лице региональной власти в том числе — напрямую «вливать» деньги «в муниципалов» не в праве. Но есть способы стимулирования. Гранты — один из них.

Ещё нюанс: официальная статистика калькулируется довольно долго, поэтому рейтинг по итогам 2016-го озвучен только в октябре 2017-го. Гранты по результатам комплексной оценки получила тройка районов-лидеров, которую возглавил Сосновый Бор (дебютант на подиуме призёров), а серебро с брозной поделили Киришский и Приозерский районы (сохранили свои места с прошлого раза). На троих (в разном соотношении) они разделят 20 млн рублей. Всего за время проведения мониторинга районы получили уже 99,5 млн рублей.

Оцениваются органы МСУ по нескольким десяткам показателей, в числе которых экономическое развитие района, образование, культура, спорт, жилищное строительство, ЖКХ, организация муниципального управления. А с 2018-го добавятся и новые: успешность градостроительной политики, наличие стратегии развития до 2030 года, наличие схем развития социальной, инженерной, дорожной инфраструктуры, количество коммунальных аварий и — внимание — число жалоб населения.

Про взлёты и падения

Год назад, по итогам 2015-го, «лучшими» назвали Ломоносовский, Киришский и Приозерский районы. Приозерский, надо сказать, бьёт рекорды, уже в шестой раз входя в тройку лидеров. А вот «золотоносный» Ломоносовский в новом рейтинге отскочил аж на 14-ю позицию. Лодейнопольский, наоборот, поднялся с 12-го сразу аж на 4-е. И имеет большие амбиции. Тихвинскому удалось подняться с 17-й строчки на 7-ю, а Гатчинский потерял четыре позиции и перебрался с 5-го места на 9-е. Бокситогорский район уже второй год стабильно завершает список.

Кингисеппский не изменил своего места в списке он 16-й из 18-ти. Но зато у него получилось вырываться вперёд по отдельным показателям, к примеру, по количеству субъектов малого предпринимательства их в районе 410.

Про деньги

В 2016 году на 23,4% вырос объём инвестиций в основной капитал по всей Ленинградской области. А, если судить по итогам районного мониторинга, здесь самые высокие значения можно наблюдать у Сосновоборского городского округа (651,5 тыс. руб.), Киришского района (399,3 тыс. руб.) и Кингисеппского района (207,8 тыс. руб.). Как видим, третий с конца Кингисепп снова неплохо себя проявил и буквально «дышит в спину» медалистам.

Интересны результаты оценки среднемесячной заработной платы работников крупных и средних НКО. Наивысших показателей достигли Сосновоборский городской округ (56 678 руб.), Ломоносовский (60 661 руб.), Киришский (49 175 руб.) и ещё раз Кингисеппский (45 930 руб.) районы. Самая низкая оплата труда у работников в Подпорожском (31 966 руб.), Лужском (31 413 руб.) и «богатых» Лодейнопольском (29 038 руб.) и Приозерском (29 952 р.) муниципальных районах.

При этом наибольшее увеличение темпов роста заработной платы отмечалось на предприятиях Киришского и Тихвинского районов (соответственно 113,4 % и 113,1 % к уровню 2015 года). Связано это с наращиванием объёмов производства и открытием новых предприятий. В Кингисеппском и Приозерском районах темпы роста заработной платы не такие бодрые (104,4 % и 104,2 % соответственно).

Про образование

Что касается оплаты труда в бюджетных образовательных учреждениях, то тут лидируют Кировский, Всеволожский и Ломоносовский районы, а на последних позициях оказались Сланцевский, Кингисеппский и Подпорожский. Всеволожск также опережает другие районы по уровню среднемесячной заработной платы в учреждениях культуры и искусства, а Приозерск тут оказался в конце списка.

Ломоносовский, Киришский, Тихвинский, Подпорожский районы и Сосновый Бор лидируют по количеству детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих бесплатное дошкольное образование. В 2017 году по всей области планируется создать не менее 1 825 мест и до конца года обеспечить ими максимальное число детей, которые должны быть зачислены в дошкольные учреждения.

Отстающий во многом Волосовский район опередил всех по количеству средств, которые тратятся на обучение одного школьника 227,4 тыс. рублей в год. За ним следуют Всеволожский и Подпорожский районы. Тосненский район обеспечивает учащихся хуже всех. А Выборгский, Подпорожский и Тосненский районы по результатам оценки оказались самыми богатыми на библиотеки.

Про жильё и качество жизни

Лужский район лидирует по показателю «обеспеченность жителей общей площадью жилья»: на одного человека приходится 33,45 кв. м. За ним следуют Тихвинский и постоянно отстающий Бокситогорский районы. В Сланцевском районе на одного человека приходится всего 6,01 кв. м он завершает список.

Что касается уровня удовлетворённости населения работой МСУ здесь по результатам социологического опроса лидирует Сосновоборский городской округ. Плохо справляются, по мнению народа, со своей работой органы в Ломоносовском районе.

В июле прошлого года по инициативе администрации был принят региональный закон «О стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года». В нём прописаны основные положения, которые помогут повысить показатели развития всего региона в целом и «вытянуть» районы-аутсайдеры на более высокие позиции. Однако всегда кто-то будет впереди, а кто-то позади нам же остаётся следить за развитием событий и не пренебрегать участием в опросах.

Теги: