Top.Mail.Ru

Эстрада до Матильды

Премьера кинофильма «Матильда» Алексея Учителя-младшего наделала много шума, в том числе — и в Ленинградской области. Изучив афишу лодейнопольской «Ленинской правды» 60-летней давности мы узнали, что тогда и этот город, и вся область тоже сотрясалась, и тоже благодаря Учителю — но старшему и от смеха. В кинотеатрах давали киносборник «Концерт артистов Ленинградской эстрады и театров» в режиссуре отца автора «Матильды». Вынимаем «чтиво» из «архива».

О сегодняшних киноновинках зрители, как правило, узнают из интернета, наружной рекламы или же из телепередач. Блокбастеры собирают по всей стране полные залы, благодаря умелой работе рекламщиков. К их услугам весь арсенал самых современных средств пиара. Выход каждого фильма сопровождается мощным рекламным залпом из всех доступных «орудий».

У прокатчиков 1957 года возможностей было поменьше. И, помимо афиш, главным средством кинорекламы оставались газеты. Лодейнопольская «Ленинская правда» в каждом номере публиковала небольшие незатейливые объявления о новых фильмах, идущих «на экранах города и района».

Итак, чем же радовал кинопрокат лодейнопольских зрителей в 1957 году? С газетной кинорекламы весело улыбался великий Аркадий Райкин. В 1957 году в Лодейном Поле шёл киносборник с его участием «Концерт артистов Ленинградской эстрады и театров». Режиссёром снятого годом раньше фильма был Ефим Учитель, отец автора нашумевшей ныне «Матильды» — Алексея Учителя.

Ефим Учитель прослужил на «Ленкинохронике» всю жизнь. С 1935 года работал ассистентом оператора, в 1937-м дебютировал в режиссуре фильмом «Праздник в тундре». Перед войной, в 1940 году, вышли ещё два документальных фильма Е.Ю. Учителя — «Эстонская земля» и «Линия Маннергейма» (режиссёр Валерий Соловцов). Учитель был тогда кинооператором. Потом началась Великая Отечественная война, работа фронтового оператора. В 1942 году в соавторстве с Романом Карменом, Николаем Комаревцевым и Валерием Соловцовым был создан фильм «Ленинград в борьбе». Это был первый полнометражный фильм, в котором Ефим Учитель выступил в качестве не только оператора, но и режиссёра-постановщика. В 1944 году Ефим Учитель-I снял документальный фильм «Прорыв блокады Ленинграда». Фронтовые кинокадры Е.Ю. Учителя вошли в документальные фильмы «Берлин», «Парад Победы» (оба — 1945) и др. Фильмы «Ленинград в борьбе» и «Лагерь смерти Клоога» (1944) демонстрировались на Нюрнбергском процессе как обвинительные документы. В общей сложности Ефим Учитель снял более 50 документальных фильмов, сюжеты для киножурналов, специальные выпуски кинохроники.

В киносборнике «Концерт артистов Ленинградской эстрады и театров», вместе с Аркадием Райкиным участвовала совсем молодая Эдита Пьеха, а также забытые ныне артисты Рудольф Славский, Александр и Анатолий Жерве, Ольга Заботкина и Игорь Бельский.

В 1957 году, на взлёте «оттепели», страна начала открывать для себя зарубежное кино. Правда, американскими, итальянскими и французскими фильмами зрителей в глубинке баловали не часто, а вот кино «стран народной демократии», вроде ГДР, шло на экранах Лодейного Поля довольно часто. В 1957 году зрителям предлагались снятые на киностудии «ДЭФА» фильмы «Любовь и долг» и «Берлинский роман».

Военная драма «Любовь и долг» режиссёра Конрада Вольфа вышла в ГДР в 1956-м под оригинальным названием «Genesung» («Исцеление»).

Конрад Вольф был на тот момент ведущим восточногерманским кинорежиссёром. Он — сын писателя-коммуниста Фридриха Вольфа и брат главы внешней разведки ГДР Маркуса Вольфа. После прихода к власти национал-социалистов семья Вольфов эмигрировала в СССР, во время войны юный Конрад служил переводчиком в советской армии, а после войны учился во ВГИКе в режиссёрской мастерской Григория Александрова.

Сюжет фильма весьма замысловат. События датированы 1941-м годом. Одну его линию составляет рассказ о борьбе отважных антифашистов — Эрнста Меглина (арт. Вольфганг Лангхоф) и Макса Керстера (арт. Вильгельм Кох-Хооге). Другая линия — это судьба Фриделя Вальтера, певца из третьеразрядного ресторана, бросившего обучение медицине, чтобы не служить нацистам.
Фридель легкомыслен и наивен. Он вообразил, что переждёт историю в укромном местечке. Он не любит фашистов, но каждый вечер услаждает их слух своими песенками. Он симпатизирует антифашистам, но отнюдь не разделяет их убеждённости, что борьбе не жаль отдать и жизни. Он молод, жизнерадостен, он влюблен. Он догадывается о том, что отец его возлюбленной Рени — коммунист, и хочет спасти девушку от опасности. Они бегут за границу, но по дороге, в тамбуре битком набитого поезда, Фридель, не сдержавшись, отвешивает пощечину хаму фельдфебелю, оскорбившему его. Вместо Швейцарии он попадает на фронт.
И тут оказывается, что «тыловая» часть фабулы — лишь завязка, что драма Фриделя Вальтера начинается в момент, когда в кармане его замызганного халата оказываются (случайно!) документы убитого врача. Недоразумение поворачивает всю его жизнь. После окончания войны он попадает в клинику известного профессора, и его первым пациентом оказывается... Макс Керстер, отважный антифашист, прикованный к постели в результате контузии, и муж Ирен, любимой Фриделя…

Ещё один гэдээровский фильм, радовавший зрителей Лодейного Поля в 1957 году — «Берлинский роман», поднимает актуальную тогда тему двух Берлинов — Западного и Восточного. На экране разворачивается история Уши и Ганса, двух молодых людей, живущих в разных секторах немецкой столицы. В изложении советской кинорекламы сюжет фильма выглядит так: «Нельзя сказать, чтобы Уши, молодую жительницу Берлина, очень волновали серьёзные проблемы. Всё казалось ей лёгким, а будущее представлялось таким же ярким и сверкающим, как огни неоновых реклам, манящие её по вечерам в Западный Берлин. Здесь она встретила и полюбила Ганса. Оказалось, что её избранник уже много месяцев не имеет работы. Уши принимает живое участие в его судьбе. И тут впервые она столкнулась с трудностями. Жизнь предстала перед ней в новом свете…»

На первый взгляд можно предположить, что перед нами — суровая пропагандистская агитка «за» ГДР и «против» Западного Берлина. Но, судя по отзывам зрителей старшего поколения, фильм их тогда по-настоящему «цеплял».

«Я смотрел этот фильм, когда мне было 17, и до сих пор не забыл его, — пишет на одном из киносайтов 73-летний С.Н. Поляков из Одессы. — Возможно, он и не выдающийся, возможно, сейчас я бы переключил программу ТВ, не досмотрев его. Но тогда, в 17, он запал в душу, и сейчас я помню даже не сам фильм, а то волнение, которое он тогда во мне вызвал. Представлялось, как будто это я сам иду свободный, раскованный, насвистывая и перебросив пиджак через плечо. Я и сейчас могу насвистеть мелодию из него…»

Не обошло Лодейное Поле и вездесущее индийское кино. В 1957 году здесь гремела картина «Бирадж Баху». Сюжет фильма прост и в изложении нашей кинорекламы звучит так: «В картине показана трагическая судьба молодой женщины, которая была изгнана из дома мужем, поверившим грязной клевете…».

Думаю, излишне будет говорить, что изъясняются герои фильма, в основном, танцами и пением. Индийский «Болливуд» и 60 лет назад был верен себе…

 

Теги: