Фея из детского сада
— Ирина Александровна, давайте начнём с веры — в успех ребёнка. Что сделать, чтобы малыш поверил в себя?
— Я уже на начальном этапе верю в каждого из них. Иногда получается так, что ребёнок очень скрытный, не проявляет каких-то способностей. А когда в него поверишь, он раскрывается и становится яркой звёздочкой. Я пытаюсь в каждом из них увидеть лучшие качества, разглядеть их возможности, потенциал — такой индивидуальный подход к ребёнку.
— К слову, с какого возраста у детей проявляются организаторские способности? И как развивать инициативных малышей?
— Очень важно организовать коллектив детей. Ведь они ещё не способны идти за людьми «просто так», им должно быть интересно. Они должны верить человеку. И здесь основная задача педагога — суметь организовать всех и удержать внимание каждого. С трёх лет точно можно увидеть задатки лидерских способностей, но особенно ярко они развиваются уже в старшем дошкольном возрасте. И если ребенок лидер — причём положительный лидер — это может быть помощью воспитателю.
— Чем занимаетесь вы в свободное от работы время?
— Мои увлечения, так или иначе, касаются моей работы. Поэтому я езжу на профессиональные курсы. Правда, увлечения у меня часто меняются, если я насытилась, могу заняться чем-то ещё. Сейчас увлекаюсь индийскими танцами, риторикой. Мои увлечения помогают мне раскрываться в разных направлениях, и мне легче становится разглядеть способности детей.
— Какие инновации вы используете при общении с детьми? И об авторских разработках пару слов.
— Технология, которую я применяю, — не моя. Но, мне кажется, любой вдумчивый педагог любое средство проводит через себя. Мои наработки — это мой авторский взгляд на широко известные вещи. Я обратила внимание на то, что у игр есть широкий потенциал, которым мы в обычной жизни не пользуемся. По крайней мере, я. Родилась такая идея: использовать интеллектуальные игры для раскрытия творческого потенциала детей. И творчества стало много. Меня заинтересовала успешность каждого ребенка уже в дошкольном возрасте. Последняя моя разработка касалась именно этого. Ведь об успешности мы начинаем говорить, когда дети переходят в школу. Но, на мой взгляд, такое ощущение важно подарить ребёнку уже сейчас, когда он ещё не переступил её порог.
— Есть ли разница в том, какие игры предлагать, к примеру, трёхлетним детям и пятилетним?
— В интеллектуальной деятельности проявлять творчество сложно. Это умеют единицы. Чтобы ребёнок начинал предлагать какие-то новые гипотезы, новые варианты игры — вот это уже интересно. Игра имеет долгую жизнь. Трёхлетний возраст — это, когда ребенок самоутверждается. Задача — дать ему возможность самому всё сделать. Есть даже кризис трёхлетнего возраста «Я сам». У каждого — индивидуальный темп развития. И я стараюсь ориентироваться в своей работе на то, как ребёнок растёт по сравнению с ним же самим вчерашним.
— Как взаимодействуете с родителями? Это ведь сейчас сложная тема.
— Когда родители включаются в работу воспитание ребёнка проходит более успешно. Иногда мы приглашаем родителей, чтобы они примерили на себя роль кого-то из воспитателей. И когда они сами в этой роли побывают — меняется их видение нашей профессии.
— Мне кажется, что без любви к детям человек в профессии воспитателя просто не состоится. И здесь мы переходим к таким понятиям, как любовь и волшебство. Как вы их создаёте?
— Многие наши дети думают, что мы живём в детском саду, что мы — этакие феи. Я задумалась о том, что у детей утро начинается с волшебства: он приходит в садик — а его уже ждут. Его любят и принимают.
Волшебство проявляется, когда ребёнок с чем-то справиться не может, а ты показываешь, что он это уже умеет. Волшебство — вера в него и его вера в себя. Маленькие чудеса есть всегда. А самое большое чудо для них — что их любят. Любовь педагога к детям отличается от любви родителей. И лично для меня волшебство в том, что дети дарят мне эту любовь обратно.
Беседовала Арина КУПРИЯНОВА