Top.Mail.Ru

И жизнь, и слёзы, и любовь 

90 лет Ленинградской области в зеркале районных газет 

 

К 90-летию Ленинградской области на интернет-портале её «Электронной библиотеки» выложены для всеобщего ознакомления отсканированные подшивки районных газет региона от 1930-х до 1990-х годов. 

Для любителей истории это — настоящий кладезь. Советуем всем потратить пару вечеров на изучение огромного (больше 2,5 тысяч номеров) массива газет: несмотря на густой слой непременного официоза, на страницах «районок» видна настоящая жизнь — со всеми её тяготами и радостями. И виден путь, проделанный регионом за эти 9 десятилетий: от абсолютно аграрной местности с редкими вкраплениями полукустарных производств — до мощной промышленной области с заводами, дорогами, портами, высокими технологиями. Путь этот был полон трудностей и невзгод, но люди, вопреки всему, его преодолели. И вот как это было…

1930-е

До начала 30-х районных газет в Ленинградской области существовало не так много. Из созданных за всё советское время и доживших до наших дней районок лишь четыре «старше» Ленинградской области («Лужская правда», 1918 г.; «Волховские огни», 1919 г.; «Время», 1920 г.; «Лодейное поле», 1924 г.). Семь газет созданы в 30-е – 40-е годы, ещё три — в 50-е –70-е годы. При этом на 1931 год приходится создание целых пяти «районок». Обобществление крестьянского имущества идёт в Ленинградской области в 1931 году полным ходом. «На сегодня мы имеем 39,5% объединившихся в колхозы крестьянских хозяйств. Больше половины всей посевной площади 1931 года к уборочной кампании было обобществлено», — констатирует в своём докладе объединённому пленуму Ленинградского обкома и горкома партии С.М. Киров.

Тем временем сама Гатчина-Красногвардейск, как и многие другие города области, постепенно становится промышленным центром. Одно из крупнейших производств — машиностроительный завод им. Рошаля, выпускающий бумагоделательное оборудование. Получив миллионные капиталовложения, завод в начале 1930-х призван обеспечить импортозамещение и наладить выпуск сложного оборудования для только-только становящейся на ноги целлюлозно-бумажной промышленности.

19 декабря 1933 года пущена Свирская ГЭС — заложенная в год основания Ленинградской области станция уже в первый день своей работы дала заводам региона 144 тысячи киловатт-часов электроэнергии. На очереди ещё два больших индустриальных проекта — Волховский алюминиевый завод и комплекс по добыче и переработке сланцев.

Индустриализация требует немалых средств и потому с начала 30-х и до середины 50-х добровольно-принудительные «займы государства у населения» становятся своего рода дополнительным и весьма обременительным налогом для граждан. «Работа по мобилизации средств протекает по прежнему безобразно, — пишет в 1931 году «Красногвардеец». — Минский сельсовет получает переходную черепаху. Вытинский сельсовет получает бутылку скипидару как премию за худшую работу по мобилизации средств».

Безусловный приоритет 1930х — разнообразная современная техника. Газеты с гордостью печатают фотографии первого советского 41-местного самолёта, рассказывают о сборе средств совхозами Ленинградской области на строительство эскадрильи дирижаблей им. В.И. Ленина, публикуют абсолютно футуристический макет сверхскоростного «шароэлектротокового» поезда, «изобретённого комсомольцем т. Н.Г. Ярмольчуком». «300 километров в час — такова скорость этого поезда. Два часа от Ленинграда до Москвы. 30 часов езды от Ленинграда до Владивостока», — сообщает читателям «Красногвардеец».

1940-е-1950-е

В первые послевоенные годы область, как и вся страна, жила восстановлением разрушенного. Едва ли не каждый день районные газеты радовали читателей по-настоящему хорошими новостями. Восстановлен Волховский алюминиевый завод. В Выборге на ул. Ленина, 20 в одном из лучших зданий города открылся Дом культуры. К приезду колхозников-переселенцев отремонтированы 8 домов в сельхозартели им. Кутузова Выборгского района. К концу 1950 года будет закончена сплошная электрификация колхозов Ленинградской области. Более 100 колхозов будет радиофицировано. В целях быстрейшего реагирования на вопросы и жалобы трудящихся в Выборгском городском совете депутатов трудящихся открыта приёмная. В Луге появилось первое такси.

Одной из главных промышленных точек первой послевоенной пятилетки в Ленинградской области становятся Сланцы. Начатая здесь ещё до войны добыча и переработка сланцев всего за несколько послевоенных лет превращает небольшой посёлок в достаточно крупный индустриальный центр. Сланцы — тогдашний Сургут для всего Северо-Западного региона: из сланцев научились промышленным способом вырабатывать газ. И первая массовая газификация Ленинграда была обеспечена именно этим — сланцевым — газом. Сланцевская районная газета «Знамя труда» в ноябре 1951-го сообщает долгожданную новость: 1-я очередь газосланцевого завода вступила в строй, начались поставки бытового газа в г. Ленинград.

Гордится успехами соседей и газета «Кингисеппский колхозник». Вот как её корреспондент описывает изменения в жизни Сланцев. «Если проехать от Кингисеппа на юго-запад километров сорок, то путник увидит резкую перемену пейзажа. Обычная сельская местность сменяется другой картиной. Высоко к небу поднялись трубы завода, электростанции, виднеются шахты с возвышающимися около них терриконами. Окрестность оглашают гудки паровозов. Это — новый индустриальный район Ленинградской области, её сланцевый бассейн. В результате замены керосина газом трудящиеся Ленинграда только за один год сэкономили более ста миллионов рублей».

Постепенно меняется и повседневная жизнь. В тех же Сланцах в одном только 1951 году было построено 988 новых квартир для шахтёров. Открываются магазины, ателье, даже радиомастерская. Город постепенно одевается в асфальт. В марте 1953-го, сутки спустя после оставлявшей мало надежд информации «О состоянии здоровья тов. И.В. Сталина», районные газеты одновременно с центральной прессой публикуют сообщение о смерти «вождя всех народов». Жительница Кингисеппа В. Попова реагирует на известие о кончине Сталина стихотворением, опубликованным в «Кингисеппском колхознике».

«До нас дошли слова печали,

Донёсся голос утром из Кремля

Закрылись тучей солнечные дали

И застонала скорбная земля».

 Драматическое и комическое всегда идут рядом: «Коллектив работников Кингисеппского раймага в дни тяжёлой скорби по поводу кончины вождя и учителя советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина принял на себя повышенные социалистические обязательства. Эти обязательства работники райма га претворяют в жизнь. Мартовскую программу товарооборота они выполнили досрочно на восемь дней. Программа первого квартала перевыполнена на 269 тысяч рублей», — сообщает корреспондент «Кингисеппского колхозника» Н. Иванов.

1960-е-1970-е

Для Ленинградской области этот период стал временем настоящего экономического бума. Список флагманов хрущёвских «семилеток» и брежневских «пятилеток» занял бы не одну страницу. Вокруг каждого — целый новый город со школами, объектами, как тогда выражались, соцкультбыта и современной, благоустроенной средой.

1960-е были временем романтики и стихов. Каждая районная газета считала долгом обзавестись собственной литературной страницей, где печатала прозу и поэзию местных авторов. Добрые, подчас наивные, но очень искренние стихи заполняли «Рубрики выходного дня».

В 70-е стихи отошли на второй план, их сменили короткие задушевные рассказы, такие как «Цып» М. Маслюкова из пос. Семиозерье. Опубликованная в 1972 году в «Выборгском коммунисте», трогающая за душу «быль» о выпавшем из гнезда воробье, спасённом местными ребятишками, и сегодня сделала бы честь любому детскому журналу. «Пришло время, и наш воробей улетел к своим собратьям. Немножко стало грустно, както пусто без веселого, живого Цыпа. Если увидишь шумливую стайку воробьев, обязательно позови: "Цып, Цып!" Быть может, он здесь и откликнется. Ведь кажется иногда, что на призыв один из стайки насторожится, встрепенётся».

Едва ли не в каждом номере районной газеты — фотографии новостроек. Светлые, полные воздуха микрорайоны казались настоящими «городами будущего». А в умелых руках хороших архитекторов и проектировщиков даже стандартные «крупнопанельки» формировали новую, удобную и красивую городскую среду.

Корреспондент ТАСС В. Ганшин в одном из номеров сланцевского «Знамени труда» с искренним восторгом описывает только возникший в начале 70х город атомщиков. Из заметки «Город в Сосновом Бору» можно узнать и имя человека, которому атомград, пожалуй, очень многим обязан: бросив родной Ленинград, молодой архитектор Юрий Савченко переехал в Сосновый Бор, чтобы здесь реализовать главный проект своей жизни — с нуля, из стандартных панелей и типовых материалов построить самый нестандартный город в Ленинградской области, изящно вписав новостройки в природный ландшафт. «Архитекторами продумана каждая деталь: изящный мостик, повисший над небольшой речкой, скамьи из брёвен, тротуары из плит — между ними летом пробивается трава, разного цвета кирпич, из которого построены дома, — всё это радует глаз», — пишет В. Ганшин.

Районная газета 60-70-х универсальна. На 4-х полосах формата А3 вмещается всё: и информация о начале строительства новой установки гидроочистки на Киришском НПЗ, и гневная нота ТАСС «Провокации китайских властей на советско-китайской границе», посвящённая событиям вокруг острова Даманский, и статья «Здесь будет птицеград» о новой птицефабрике в Синявино, которая будет давать Ленинграду ежедневно 600-700 тысяч яиц, и сообщение о выборах в местные советы, где к урнам пришли 99,99% избирателей, и лишь 0,16% из них высказались против одного единственного кандидата, внесённого в бюллетень.

Возьмите любую «районку» — и вот вам готовый учебник истории 60-70-х: полёт Гагарина, снятие Хрущева, гибель космонавтов Добровольского, Волкова и Пацаева, принятие «брежневской Конституции», события в Польше, кончина Брежнева — для каждой новости из «большого мира» находилось место на газетной полосе.

Но также находилось место и под новости мира «маленького», того, что за окном. Поздравления со свадьбой, с рождением ребёнка, благодарность за помощь в похоронах — с последних страниц районных газет негромко звучит голос простого человека.

Внимательный читатель не сможет, однако, не заметить и первых тревожных «звоночков» грядущего кризиса. Год от года «официоз» теснит с газетных полос живое слово. Заголовкиблизнецы, статьи-близнецы: «В ритме праздника», «Человек славен трудом», «Опираясь на опыт передовиков», «Воспитывать достойную смену». Наступает момент, когда лишь заметки с заседаний товарищеского суда да короткие сведения об открытии новой аптеки или бани представляют для читателя хоть какой-нибудь интерес.

Авторам материалов «Из зала суда», печатавшихся, как правило, на последних страницах «районок» стоит отдать должное — они описывают понастоящему трагические бытовые истории о пьянстве, сиротах при живых родителях, семейных драмах, предательстве близких людей. Не делая «далеко идущих» выводов они, тем не менее, заставляют задуматься, а всё ли так благополучно, как написано на трех предшествующих страницах газеты…

1980-е-1990-е

В начале 80-х мало что предвещает грядущие невзгоды. Некоторые новости, публикуемые в районных газетах, даже обнадёживают.

С ноября 1981 года матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, начинают выплачивать по 35 рублей в месяц в течение года, а оставаться дома с малышом они могут теперь не год, а полтора — с сохранением стажа. Вводится разовое пособие при рождении ребёнка — 50 рублей на первого и по 100 рублей на второго и третьего. Существенно повышаются пенсии инвалидам и пенсии при потере кормильца.

Начало перестройки также внушает оптимизм. Вот трое тосненцев взяли в аренду ферму, по договору с совхозом выращивают бычков, за первый год рассчитывают заработать по 9 000 рублей на человека (750 рублей в месяц — фантастические деньги для 1987-го).

А вот предприимчивые эстонские кооператоры организовали международный клуб брачных знакомств через компьютерную сеть — далекий предок нынешнего Интернета. Большая статья «Вас познакомит ЮТА» в тосненском «Ленинском знамени» ненавязчиво рекламирует экзотический для 1987 года «КПП» — «Клуб поиска половинок», мягко сообщая, что «половинки» будут искаться за рубежом.

В статье «Телевизор за улыбку» районная газета «Трудовая слава» подробно повествует о невиданном доселе событии — выборах «Мисс Тихвин». «Их было сорок три. Стройных, очаровательных или симпатичных, в возрасте до 25 лет, не имеющих детей, незамужних…»

Тем временем кризис берёт своё. В стране начинает свирепствовать тотальный дефицит. И вот уже Лужский горисполком принимает решение — дефицитные товары продавать только с 17 часов и отпускать одни в руки: обувь — 1 пару, трикотаж — 1 штуку, верхнюю одежду (импортную) — 1 штуку, батарейки — 8 штук.

Дальше — больше. Вслед за промтоварами исчезают и продукты. Статью «В очередь за льготами» трудно читать без сопереживания. «Нам, солдатам Великой Отечественной войны, приходилось брать в бою траншеи, безымянные высоты, посёлки и города, но вряд ли кто тогда думал, что много лет спустя некоторым из нас придётся осадой брать такую крепость, как магазин "Ветеран"», — пишет в тихвинскую газету «Трудовая слава» её читатель С. Бобров.

В 90-е на смену дефициту товаров приходит дефицит денег. «Пенсии за июль будут в августе», — сообщает в 1998 году «Тосненский вестник».

А через несколько номеров рассказывает о трудном решении, которое, чтобы хоть как-то преодолеть дефицит в пенсионном обеспечении, приходится сообща принять местным властям и пенсионному фонду: платить всем пенсионерам одинаковую — минимальную пенсию — 239 рублей в месяц. А разницу тем, у кого пенсия больше — выдавать продуктами.

Впрочем, даже в тех тяжелейших условиях люди искали и находили выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. «Этот номер газеты выходит на бумаге, приобретённой для «Тосненского вестника» Тосненским ДРСУ», — сообщала «районка» своим читателям в том же памятном всем и, по счастью, уже далёком 1998 году.

Игорь АЛЕКСАНДРОВ  

На последних полосах

1930

Требуются шляпочница и шапошник. Швеймастерская ЖАКТ’а «Красный путь», улица Карла Маркса.

 

1933

Красногвардейское Почтовое Отделение принимает заявления на установку радио-точек по трансляционной проводке. Подробные сведения можно получить — почтовое отделение у тов. Федорова.

 

1947

ВЫБОРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР

Выборг, пр. Ленина, 20 Танцы в 2-х залах до 3-х часов ночи.

Конфетти-Прожектора-Серпантин.

1953

Завтра, в день выборов, в клубе деревни Новоселье демонстрируется новый художественный фильм «Тигр Акбар». После просмотра кинофильма — танцы под гармонь. 

ОБЩАЯ память

Подшивки районных газет хранят историю не только больших побед, но и немало ценной информации о достижениях, важных для своего времени, но теперь незаслуженно забытых.

Так, изучение подшивки «Красногвардейца» позволяет узнать, что в 30-е годы в Гатчине была построена первая отечественная фабрика по производству граммофонов, плановой мощностью, ни много ни мало, 200 тысяч штук в год. Оснащённая на 90% импортным оборудованием фабрика из-за плохого, как сейчас бы сказали, менеджмента, поначалу не оправдала надежд, выдав «на гора» в 1932 году всего 27 тысяч граммофонов. Впрочем, кампания в печати и проверка по партийной линии быстро поставили всё на свои места: новый директор и парторг фабрики от излишеств отказались и производство первых советских граммофонов выправилось.

В 70-е годы Ленинградская область была одним из крупных производителей.… шахмат, причём не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. Узнать об этом можно из заметки, помещённой в «Лужской правде». «30 лет работает в Оредежском филиале Лужского ДОКа Анна Гавриловна Евдокимова. Освоила много операций, а сейчас она — отделочница шахмат. Не каждый, взяв "пистолет", накроет вычурного "коня" нитролаком (белые фигуры) или нитроэмалью (чёрные). По 250 комплектов шахмат в день проходят через руки Анны Гавриловны. Они отправляются во многие уголки нашей страны и на экспорт».

Изучение районных газет дало ещё одно любопытное историческое открытие: сотрудничество Ленинградской области со шведской фирмой «ИКЕА» началось при советской власти. Из корреспонденции ЛенТАСС от 1987 года под заголовком «Мебель с маркой двух фирм» узнаём, что «Обновлением ассортимента отметили десятилетие (!) сотрудничества ленинградское объединение «Ладога» и шведская фирма «Икеа». «В магазины Ленинграда и Стокгольма, других городов СССР и Швеции отправляем лёгкие и изящные стулья, сделанные из отборной карельской сосны, — говорит генеральный директор «Ладоги» В. Хакимов. Изготовлены они мастерами Приозерского деревообрабатывающего завода, а сконструированы шведскими знатоками мебельного дела. Затраты на шведское оборудование, которое смонтировано на Приозерском заводе, погашаются поставками мебельных комплектов в Швецию». 

Мы все привыкли думать, что легенды старины — это абстракция. Причём далёкая от нас. Это всё — в Москве, Киеве, Севастополе, на озере Сиваш. Где угодно. Но «Общая газета» берётся убедить вас, что именно Ленинградская область — «родина слонов». Серьёзно: все ключевые для России события происходили именно в нашем регионе. Поэтому 2017-й — официальный Год истории — наш год.  

Теги: