Сергей ЯХНЮК: Жизнь на земле
— Сергей Васильевич! Для начала перенесёмся в 1927-й — год образования области. Тогда объёмы производства в сельском хозяйстве региона составляли 1% от общего объёма сельхозпродукции в Советском Союзе. На всю область было 89 тракторов, пахали сохой… 96,2% земель были в распоряжении крестьян-единоличников. Как прокомментируете эти цифры?
— Сегодня в масштабах страны Ленинградская область занимает 2% от объёмов сельхозпроизводства. Но гораздо более показательна статистика внутри Северо-Западного федерального округа, где доля Ленинградской области в сельскохозяйственном производстве составляет 40%. Для нас это важный результат.
Конечно, преобразования в сельском хозяйстве за прошедшие 90 лет произошли огромные. И если в 1927 году, как вы справедливо заметили, 96,2% земель было у единоличников и именно они давали основной объём продукции, сегодня доля индивидуальных и подсобных хозяйств невелика. 90% товарного объёма дают крупные хозяйства. Фактически и молочное животноводство, и птицеводство, и овощеводство переведены на промышленные рельсы. Здесь используются самые современные технологии, позволяющие компенсировать риски, связанные с тем, что мы находимся в зоне рискованного земледелия.
— Вернёмся к истории: значительный её отрезок Вы прошли вместе с Ленинградской областью, на днях исполнилось 33 года, как пришли работать в сельское хозяйство нашего региона. Помните свой первый рабочий день?
— Конечно. Это было 16 июля 1984 года — я, тогда выпускник Ленинградского сельскохозяйственного института, поступил на работу агрономом в совхоз «Первомайское» Приозерского района. Принял меня директор — Виктор Алексеевич Зубков (ныне — председатель Совета директоров ПАО «Газпром», в 2007-2008 гг. — председатель Правительства РФ — прим. ред.) — повёз в поле, показал объекты. А на другой день я уже начал работать самостоятельно, стал вникать в процесс управления механизаторами...
— Они, наверняка, скептически отнеслись ко вчерашнему студенту. Как завоёвывали авторитет?
— Завоёвывал адекватным поведением и работой с утра и до вечера вместе с теми, кто трудится в поле. Это была хорошая школа: техника тогда ещё не достигла современного уровня, на заготовке кормов задействовали одновременно 50-60 человек, которых надо было не только организовать, но и накормить, привезти, увезти.
«Первомайское» было многопрофильным хозяйством: 100 гектаров картофеля, капуста, морковь, 2 000 голов дойного стада. Кормов не хватало. Помню, как мы с коллегой отправились в соседнее хозяйство — племзавод «Петровский» — к знаменитому директору, Герою Социалистического Труда Максиму Степановичу Новикову. Занять кормов до лета. Максим Степанович нас здорово тогда пристыдил за то, что не заготовили достаточно кормов. И, хотя я ещё только начинал работать и ответственности не нёс, для себя твердо решил: больше такого не допущу. Прошло два года и наше хозяйство даже стало продавать излишки кормов в Карелию.
— В 27 лет Вы стали директором другого приозерского совхоза — «Красноозёрный». Вас бросили поднимать отстающее хозяйство?
— Буквально за год-два в «Красноозёрном» сменилось несколько руководителей. Тогдашний первый секретарь Приозерского горкома Владимир Александрович Кармановский собрал директоров племхозяйств, это была тогда элита района — Степанов, Брындин, Примак, Торопов — и вызвал меня, молодого агронома, отработавшего всего 5 лет: «Кроме тебя никто «Красноозёрный» из провала не вытянет…» Честно признаюсь, я оробел перед таким высоким собранием, да и не ожидал подобного предложения. Но пришлось согласиться. На другой день собрал своих механизаторов в «Первомайском», сообщил, что ухожу, а они ни в какую отпускать не хотят, грозятся забастовкой (дело было в 1989 году). Пришлось вмешаться Кармановскому. Разговор был долгим: в итоге он меня забрал и отвёз на своей черной «Волге» в «Красноозёрный» — знакомиться с новым коллективом.
Так начались 3 года работы директором в «Красноозёрном». Первый год — без жилья. Приходилось вставать в 5 утра и ехать из «Первомайского» (а добираться оттуда — 60 километров). Трудности хозяйства сказывались и на посёлке: вид он имел довольно запущенный. Многое удалось привести в порядок. И не только на производстве: на центральной усадьбе построил 5 коттеджей для механизаторов и специалистов, привёл в порядок контору, отремонтировал бытовки, заасфальтировал гараж, поставил станцию обезжелезивания, чтоб люди могли нормальную воду использовать — там она в 10 раз превосходила нормы содержания железа.
Потом начался процесс приватизации. Собрал я коллектив, рассказываю о тонкостях акционирования, а люди меня спрашивают: «Сергей Васильевич, а правда, что Вы от нас уходите?» Не хотели отпускать, хотя, действительно, из «Первомайского» тогда поступило предложение вернуться к ним — уже директором…
Следить за судьбой «Красноозёрного» я продолжал и в бытность главой администрации Приозерского района. Сегодня в посёлке есть всё: Дом культуры, школа с детским садом, газ, ФАП, успешно работающее производство.
— Судя по Вашему рассказу, Вы всегда тяготели к решению социальных проблем. В Ленинградской области действует сильная, подкреплённая деньгами программа социального развития села. Как удалось её «пролоббировать» и почему Вы считаете, что это действительно важно?
— Программа стала возможной благодаря поддержке губернатора. Мы все понимаем, что если на селе будут созданы комфортные условия — это лучшая гарантия, что никто оттуда уезжать не будет. Надо сказать, что программа действительно работает. Как показывают результаты последней переписи, оттока жителей из сельских поселений нет. При этом даже в самых отдалённых населённых пунктах вы уже не найдёте десятков брошенных квартир, как прежде. Программа доказала свою эффективность и не случайно год от года её финансирование увеличивается. Сейчас составляет больше 2 миллиардов рублей.
— Какими социальными объектами власть порадует жителей села в год 90-летия Ленинградской области?
— Объектов немало. В Ломоносовском районе запланирован к вводу ФАП в деревне Глобицы, в Лужском ФАП появится в посёлке Волошово, в Гатчинском — в деревне Семрино. В Волосовском районе, в посёлке Кикерино, построят универсальную спортивную площадку, в Лужском районе площадка такого типа уже введена в эксплуатацию в посёлке Торковичи. В посёлке Терпилицы Волосовского района заканчиваем строительство ДК. Реконструкция Дома культуры также будет завершена в деревне Низино Ломоносовского района — здесь появится зрительный зал на 300 мест. Продолжаем и газификацию. Объекты этого года — газопроводы в деревне Новополье и деревне Гостилицы Ломоносовского района, в деревне Княжево Волосовского района. Ещё один важнейший проект — капитальный ремонт Беседского сельхозтехникума — также в Волосовском районе.
Планируем завершить капитальный ремонт центра «Лаголово» в Ломоносовском районе, культурнодосугового учреждения в посёлке Кикерино и ДК в посёлке Калитино Волосовского района. В Гатчинском районе будут отремонтированы Сяськелевский и Войсковицкий центры, ДК в посёлке Елизаветино, в Ломоносовском районе — Дом дружбы народов в посёлке РусскоВысокое, Центр в деревне Яльгелево, ДК в деревне Оржицы, а в Лужском районе — ДК в посёлке Волошово, деревне Заклинье и деревне Ретюнь, а также КДЦ «Торжество» в поселке Оредеж.
Как видите, программа охватывает небольшие и отдалённые населённые пункты. Для нас очень важно, чтобы жизнь везде была одинаково комфортной. Мы не ставили перед собой задачу непременно ввести тот или иной объект к Дню образования Ленинградской области. Главное, чтобы все они были сделаны качественно. И, конечно, программа строительства и реконструкции социальных объектов будет продолжена и в последующие годы.
Беседовал Игорь АНИН