Самозащита потребителя
Этот результат, во многом, достигнут за счёт хорошо отлаженной работы по защите потребительских прав на уровне муниципальных образований, объясняют эксперты. В области сегодня работают 18 информационно-консультационных центров (ИКЦ), где опытные юристы, консультанты-практики, а также бывшие работники территориальных органов Роспотребнадзора оказывают желающим бесплатную юридическую помощь. Кроме устных консультаций, там помогают составлять исковые заявления и претензионные письма.
«В регионе выстроена слаженная система взаимодействия с управлением Роспотребнадзора. Потребителям нет необходимости обращаться напрямую в областное управление — в каждом районе работает информационно-консультационный центр. Уровень правовой информированности жителей с каждым годом растёт. Издаются информационно-справочные материалы, проводятся семинары по законодательству для юридических лиц. В этом году справочные материалы предоставим старостам и членам общественных советов поселений. Огромную помощь по просвещению жителей области, безусловно, оказывают средства массовой информации», — объясняет председатель областного комитета по местному самоуправлению Лира Бурак.
В 2016 году в ИКЦ провели свыше 5 000 консультаций. Чаще всего сюда обращаются за помощью по вопросам в сфере торговли — из-за приобретения или обмена некачественных товаров, особенно приобретённых через интернет. В последнем случае всегда высок риск, что покупателю будет предоставлена недостоверная информация. Также ленинградцы часто приходят за консультациями о качестве услуг ЖКХ, просят разъяснить актуальные изменения в законодательстве. Многие жалуются на навязывание дополнительных услуг при оформлении кредитов.
«Часто у людей возникают вопросы по поводу мобильных телефонов, когда покупатель приобрёл телефон, но он ему не подходит из-за размера экрана или функций. То есть телефон технически исправен, и формально у потребителя не может быть никаких претензий. Мы помогаем и в спорах с недобросовестными управляющими компаниями. Многие жители благодаря нам получили компенсации за ущерб от протечек в результате некачественного ремонта. Главный плюс нашей работы в том, что все вопросы решаются в досудебном порядке. Мы объясняем продавцу его потери, если дело дойдёт до суда. Закон о защите прав потребителей в России действительно работает на пользу граждан», — комментирует Людмила Макаренкова, сотрудница ИКЦ в Кировском районе.
Анастасия ФИЛЛИПОВА
ОБЩИЕ рейтинги
Топ-5 регионов с самыми защищёнными потребителями
- Ленинградская область
- Белгородская область
- Республика Татарстан
- Ростовская область
- Санкт-Петербург
по данным Объединения потребителей России