Top.Mail.Ru

Возвращение к земле

Зима-зимой, а весна всё ближе и всё постоянней мысли о лете, солнце, да и об урожае тоже.  

И сколько бы мы ни читали рапорты о благополучных тенденциях в нашем сельском хозяйстве, но, думаю, для всех самым главным аргументом в пользу реального улучшения стали бы вспаханные поля и скошенные вовремя луга, ну, и соответственно, стада на пастбищах. Увы, до пасторали далеко. Столь же ясно мы понимаем, что уйти с земли легко, а как на неё вернуться? Как этому помочь? И как сделать землю ближе и снова родней?

Знаете, одним из самых печальных и преследующих сознание впечатлений года минувшего стали слова одного вологодского фермера, которого я по наивности стал расспрашивать, кому принадлежит земля вокруг и как её получить. Ответ был быстрым и неожиданным — а какая разница. А в ответ на моё недоумение последовало продолжение: в деревнях нет никого, брать её — землю — некому. Это — горькая правда. И понимаешь, что хорошо в Италии, где всё вспахано, всё. Да, климат другой, но ведь и в Финляндии та же картина — тысячи вспаханных полей, счастливые коровы, сытная зелень. Вернуться на землю сложно. И к этому надо прилагать массу усилий. Но у нас есть одна важная особенность — тысячи садоводств. Их можно обратить в преимущество. Если, конечно, сделать жизнь там удобнее, привлекательнее, проще и комфортнее. Тысячи пенсионеров выезжают весной на дачи и задерживаются там до осени. Часто к ним приезжают дети и внуки. Тут-то и важно сделать многие вещи удобнее и легче, чтобы хоть на этой земле стало проще. А там возможен и следующий шаг. Эффект психологически самый элементарный: если здесь так хорошо и вольготно и эта сельская жизнь манит больше городской, то — почему не попробовать. Но вот этот уровень базисного комфорта надо ещё достигнуть. Солнце, небо и земля — в наличии, а удобств мало.

Одним из первых шагов стал переход многих садоводств в прошлом году в «Ленэнерго». Резон очень простой — более низкая плата за электричество (что важно, особенно для людей с низкими и средними доходами). Но вместе с этим пришла и уверенность в том, что возможные неисправности починят быстро и в срок. Ведь известно, что неполадки на даче часто затягиваются. Для современного человека (да, избалованного комфортом, но это непреложность) это важно. И все продвижения на этом пути — колоссальный прорыв. Человек сознающий, что свет на земле (даже если это дача) не дороже, чем в городе, перестаёт воспринимать дачу как место отдыха. Она становится местом жизни. И если бы область перешла к решению этих проблем, то для многих это облегчило бы жизнь. И, быть может, закинуло бы удочку в будущее.

Вторая важная вещь — газ. За последние годы многое сделано для газификации посёлков и мелких населённых пунктов. Но в садоводствах этого не произошло. Трубы обходят их стороной, а газификация если и предлагается, то по большей части за совершенно неподъемные для людей деньги. В этом есть очевидная обидность ситуации. Садовод понимает и ему подчеркивают, что он — курортник, пришлый, а не житель области, хотя они и проводит в ней по пяти месяцев в году. Он — человек другого сорта, он — вне области. И это в корне неправильно. Газификация сняла бы для миллионов садоводов проблемы с отоплением и продлила бы их жизнь на земле. А оттого и желание сажать, выращивать, производить, только бы усилилось. Понятно, что не для всех. Но ведь вода камень точит.

Люди бы проводили больше времени в области, потребляли там больше товаров, это бы помогало и росту товарооборота, и развитию торговли и сферы услуг. А дальше, дальше возможно и следующее: подрастающее поколение увидит, что жизнь на земле на бытовом уровне не менее комфортна и удобна, чем в городе. Да, трудна, но затягивает. Притянуть на землю нельзя, но нужно стараться показать, что это возможно. А дальше — и путь к чуду ближе. И, как говорил Лев Толстой, «мужик встаёт до солнца и целый день трудится в поле, он не раб. Он общается с природой, он делает нужное ему дело».

Цель увлекательна, грех не помочь.

Алексей ЛЕПОРК

Теги: