Туристические маршруты обрастают репутацией
Идея создать конкурента знаменитому туристическому бренду «Золотое кольцо» появилась давно. В старинных городах Руси Новгородской — расположенных преимущественно в современных Ленинградской, Псковской и Новгородской областях — исторических красот не меньше. Первоначально речь шла, скорее, о «серебряном кольце» вокруг Петербурга. Однако после присоединения к проекту Вологды, Архангельска с Соловками, Мурманска, Калининграда, Коми и Ненецкого автономного округа проект по праву обрёл гордое имя «серебряное ожерелье России». На сегодня это 13 туристических направлений, состоящих из 82 маршрутов.
Важно, что именно Ленинградскую область федеральные чиновники называют драйвером для развития всего проекта. Из крупнейших культурных центров нашего региона в общий список попали Ивангород, Кингисепп, Выборг, Корела (Приозерск), Лодейное поле и Верхние Мандроги, Гоморовичи, Шлиссельбург, Старая Ладога и Тихвин.
Мало знают
Как ни странно, сегодня далеко не каждая фирма, даже специализирующаяся на внутреннем туризме, представляет себе реальные возможности российского Северо-Запада.
Именно поэтому разные маршруты закрепили в одном «серебряном ожерелье» — ведь единый бренд продвигать гораздо проще. «Туристский потенциал сегодняшнего Северо-Запада не раскрыт, — считает Сергей Корнеев, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму. — В регионах находится огромное количество памятников истории и культуры, уникальных природных мест. Здесь есть уникальные транспортные возможности для развития любых комбинированных видов туризма. Но с другой стороны, знают ли об этом в мире, даже в России обычные граждане?» Именно поэтому особое внимание сегодня уделяется рекламе проекта и работе с участниками рынка. С турагентствами проводят обучающие мероприятия, в ближайших планах — рекламные туры.
Ждите гостей
В прошлом году выездной туризм из России упал на 20%. Люди всё чаще предпочитают тратить деньги дома, путешествуя внутри страны. Чаще стали приезжать в Россию и иностранные туристы. Ведь за счёт девальвации рубля для них весь сервис у нас в стране подешевел вдвое. По сути, все они — «маленькие инвесторы», которые готовы вкладывать немалые деньги в развитие региональной экономики. Причём, что интересно, самые расточительные в мире — китайцы, которые за одну поездку оставляют до 140 тысяч рублей.
«Туризм — один из немногих секторов в России и в мире, где сегодня заметен рост, — уверен Сергей Корнеев. — Более миллиарда человек путешествуют по миру. Всемирная туристская организация подсчитала, что каждое одиннадцатое рабочее место сейчас — в индустрии гостеприимства. Человек XXI века — человек путешествующий».
Но говорить о том, что областной бизнес стремительно реагирует на появление маршрутов «Серебряного ожерелья», пока не приходится. Как и туроператоры, многие инвесторы ещё только узнают об активном развитии новых направлений.
По данным областного комитета по культуре, регион в прошлом году посетило 1 млн 205 тыс. человек. Рост по отношению к 2014му — 3%. Количество мест для отдыха за тот же период выросло на 2%. Сейчас в регионе работает 747 гостиниц, пансионатов или лагерей. Впрочем, для инвесторов это — хорошая новость. Ведь в отсутствие серьезной конкуренции выиграет тот, кто первым предложит жителям и туристам интересный продукт.
Георгий БОГДАНОВ
Алла МАНИЛОВА, замминистра культуры:
«Серебряное ожерелье России — проект, который реализуется по прямому поручению президента России. Мы уверены, что этот проект сможет улучшить положение на внутреннем и международных рынках туротрасли страны. Он станет драйвером не только в этом смысле, но и в плане инвестиций».