Не только деньги
«Серебряное ожерелье» — по сути, одна из немногих масштабных программ развития этого потенциала. Что ещё важнее — одна из немногих программ, доживших до реального воплощения в жизнь.
И всё это — учитывая огромный экономический потенциал отрасли. Ведь туристы не просто спонсируют отдельно взятую гостинцу или придорожное кафе. Каждый привезенный из-за границы доллар разносится по всей экономике с мультипликативным эффектом. Отельеры закупают продукты и мебель, а это уже заказы для других предприятий. Работники сферы услуг получают зарплату и точно так же — тратят её на товары российского производства. Приток капитала? Он самый.
Но дело не только в миллиардах, которые можно было бы зарабатывать просто тем, что мы интересны и умеем принимать гостей. Туризм — это ещё и колоссальный культурный обмен. Когда-то в Советский Союз приглашали ведущих интеллектуалов Запада и оказывали им приём настолько тёплый, что, возвращаясь на Родину, те не могли скрыть восторг от успехов социализма.
Гостеприимство — колоссальный инструмент, мягкая сила, которая поможет нашим гостям забыть о предрассудках. Пережив приятный опыт, турист непременно расскажет о нём друзьям и близким. И такой, искренний и тёплый, отзыв о России гораздо эффективнее любой, даже целенаправленной, пропаганды.
Наконец, не стоит забывать и об образовании, формировании культуры. На пустом месте, из сухого текста учебника истории патриотизм не формируется. Он рождается из впечатлений, из глубоких и личных переживаний. Проследить путь из варяг в греки! Прогуляться по Волхову и поглядеть на неприступные стены древней Ладоги! Увидеть разрушенный Великой Отечественной Шлиссельбург и осознать, как дорого стоила его оборона!
Эти эмоции — дороже всего.