Электронные услуги — это просто спасение для жителей.
— Как вы оцениваете активность властей по созданию в России «открытого правительства»?
— Идея, конечно, хорошая, и замысел хороший. Особенно для протяженных территорий вроде Ленинградской области, где дорога до иного райцентра может занимать целый день. Электронные услуги — это просто спасение для жителей. Другой вопрос, что государство — плохой менеджер: деньги осваиваются большие, а результат не всегда адекватный. Сейчас постепенно, после критики, виден прогресс, есть улучшения. Но всё же процесс идет очень медленно.
— Как бы вы объяснили почти четырёхкратный рост обращений в областные МФЦ, зарегистрированный по итогам года?
— Люди привыкают. Это признак того, что система становится более совершенной и правильной. Народ ведь не дурак, просто так в непонятные центры не пойдет. Постепенно привыкают и чиновники. Их заставляют улучшать сервис, делать его удобнее для населения. Это видно. У нас лидер в этом смысле — налоговая служба, которая ввела электронное оформление документов ещё 10 лет назад. Они сделали действительно хороший сервис. Потихоньку подтягиваются другие ведомства.
— Какие слабые места остаются в системе? В каком направлении стоило бы её реформировать?
— Главная причина низкого спроса на госуслуги — низкое качество интернет-сайтов, то есть плохая клиентоориентрованность. Я сам пытался получить право электронной подписи на сайте и замучился. Те регионы, которые найдут грамотных программистов, что будут делать сайты не для самих себя и не для специалистов, а для пользователей — сразу вырвутся вперед.