Top.Mail.Ru

Не внакладе  

Что это такое — реставрация исторической усадьбы?

Это ведь не только возрождение конкретного дома, в котором жил уважаемый человек.

Это куда более широкая задача, которая может быть описана пафосным словосочетанием «восстановление исторической памяти».

Все 25 лет жизни новой России об этом спорят чиновники и эксперты. У них в ходу много разных умных слов, главные из которых — юридическая принадлежность объекта. В случае с Ленинградской областью она может быть федеральной, региональной и муниципальной. То есть подразумевается, что ответственность (в том числе реставрационную) за конкретную усадьбу несёт тот уровень власти, в чьей собственности она находится.

Но в реальности эта простая схема работает далеко не всегда. Скажем, у муниципалов денег — нет. Причём порой даже на содержание собственных аппаратов, что уж тут говорить о реставрации исторической усадьбы. На другом полюсе — возрождение центра Выборга, которое обойдется казне в 30 млрд рублей. А это значит, что даже могучий федеральный бюджет сможет потянуть этот замысел только за несколько лет.

Но не только Выборгом единым жив 47-й регион: в нём есть памятники и другого уровня. Заброшенных усадеб и имений у нас около 300. И стоит честно себе сказать: шансов на их реставрацию за государственный счёт в современных условиях — нет.

Поэтому в областном правительстве и возникла идея пойти по европейскому пути, когда памятники, требующие серьёзных капиталовложений, за символическую плату передаются частному собственнику. Он — на свои деньги — восстанавливает усадьбу, но при этом берёт на себя обязанность допуска посетителей для осмотра отреставрированного памятника архитектуры.

То есть и граждане довольны, и памятник цел. И историческая память тоже, кстати, не внакладе

Теги: