Top.Mail.Ru

Домик окнами в сад.

Проект возрождения усадеб готов

Инициатива губернатора Александра Дрозденко о разрешении приватизации памятников (с обязательным государственным обременением) стала, пожалуй, одной из главных тем июня.

Просто потому, что вопросы сохранения и реставрации исторического наследия были в центре внимания и жителей, и власти все последние четверть века. И вот сейчас, как кажется, появился реальный шанс сдвинуть эту давно назревшую историю с мёртвой точки.  

Кто хозяин?

В Ленинградской области расположено больше 130 усадеб XVIIIXIX веков. Когда Петербург был столицей российской империи, свои имения в его окрестностях заводили многие представители дворянства. И это были не просто загородные дома, окружённые садиками.

Дожившие до наших дней усадьбы находятся в очень разном состоянии. Но объединяет эти памятники одно — им всем необходима помощь. Прежде всего, финансовая.

Реставрация — задача крайне деликатная. С одной стороны, правительство Ленинградской области готово оказывать такую помощь. Ведь забота о культурном наследии давно значится в регионе среди приоритетных направлений.

Но, с другой стороны, эффективной и последовательной работе мешает извечная проблема бюрократии и распределения полномочий. Значительная часть усадеб области находятся в федеральной собственности. То есть контролируют их состояние структуры российского правительства, и деньги, соответственно, перечисляет центральный бюджет.

При этом, не являясь собственником, регион просто не имеет права выделить из своей казны средства на реставрацию или консервацию того или иного памятника. Этим должно заниматься федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Но там, зачастую, не спешат с финансированием: из Москвы сложно разглядеть все проблемы каждой исторической усадьбы.

Реставрация через суд

Показателен в этом плане пример усадьбы Тайцы. Основанное в конце 70-х годов XVIII века имение принадлежало когдато знаменитому семейству заводчиков Демидовых. Долгие годы комплекс находился в плачевном состоянии: на фасаде большого дома зияли провалы пустых окон, в которые мог залезть любой желающий.

Не раз и не два областной комитет по культуре требовал от федерального собственника обратить внимание на памятник. Но эти слова пропадали впустую. Дело закончилось судом, который ещё в мае 2013 года обязал Росимущество обеспечить сохранность усадьбы. Однако и это решение помогло далеко не сразу.

Только лишь в конце декабря 2015-го Александр Дрозденко объявил, что свет в конце тоннеля, наконец, зажёгся. «В усадьбе Тайцы проектно-реставрационные работы начнутся в 2016 году. Возможен вариант, что после реставрации там будет открыт областной художественный музей им. Н.К.Рериха», — сообщил губернатор.

Рука помощи

Нельзя забывать о том, что восстановление усадеб — дело крайне затратное. Это сотни и сотни миллионов рублей. Если бы у области даже были соответствующие полномочия, то полностью профинансировать необходимые работы по всем объектам — задача совершенно нереальная. Что же делать?

Логичным выходом здесь выглядит обращение к бизнесу или меценатам. Об этом в областном правительстве говорили неоднократно. И уже есть позитивные примеры: скажем, усадьбы Дылицы в поселке Елизаветино (там бывала Екатерина Вторая). Одна из петербургских семей взяла её в аренду и полностью восстановила.

Однако, чего греха таить, в нынешнее непростое экономическое время привлекать сторонние миллионы рублей на восстановление разрушенных памятников — занятие непростое. Отсюда и появился проект, который Александр Дрозденко огласил на встрече с председателем Государственной думы Сергеем Нарышкиным и министром культуры Владимиром Мединским.

Примечательно, что эта инициатива 47-го региона немедленно нашла отклик в столице. Так, Владимир Мединский поддержал её сразу, назвав приватизацию подобных объектов «ключевой проблемой». «У нас тысячи памятников, порядка 130 тысяч, из них 10 тысяч только усадеб и разрушенных дворцов. Возможности для приватизации есть, но правоприменительная практика равна нулю», — подчеркнул министр.

По его словам, необходимо принять чётко проработанную программу приватизации разрушенных памятников для вовлечения их в культурную жизнь страны.

Ксения  СБОРОВА

Теги: