Платные подписки открыли старую рану: почему родители требуют заменить электронные дневники на бумажные
История с платными подписками в электронных школьных дневниках за последние дни стала поводом для бурных обсуждений. Родители рассказывают, что сталкиваются с неожиданными расходами при использовании мобильных приложений, а некоторые отмечают, что без оплаты они не могут нормально следить за учебой своих детей.
Домашка по тарифу
На эту проблему обратило внимание издание Baza. Журналисты поговорили с несколькими семьями из Иркутской области, и те рассказали, что вынуждены платить 1599 рублей за доступ к домашним заданиям, успеваемости и рейтингу ребёнка. Все они пользуются платформой «Дневник.ру», которая, как подчеркивают сами разработчики, создавалась ради «качественного и доступного образования в России».
По словам родителей, деньги приходится платить за каждого ребенка: подписка не общая, а индивидуальная. Без оплаты, как рассказывают мамы и папы, домашнее задание можно посмотреть только через аккаунт самого ученика.
Еще одна претензия — заметный рост стоимости: когда-то тариф начинался со 149 рублей, сейчас он составляет 499 рублей в месяц. Были и случаи, когда обещанные скидки в приложении не срабатывали, и деньги списывались по полной цене.
При этом доступ через браузер на компьютере остается бесплатным. Но, как утверждают родители, там урезан функционал, а интерфейс неудобный и работает нестабильно.
После публикации Baza компания «Дневник.ру» прокомментировал ситуацию изданию «Мойка 78». В пресс-службе компании заявили, что сообщения о том, что доступ к электронному дневнику якобы возможен только по подписке, — ложные. Там подчеркнули, что вся ключевая информация — оценки, расписание, домашние задания — доступна бесплатно через приложение «Госуслуги. Моя школа» или на сайте платформы, а платная подписка — это необязательный дополнительный сервис, который оформляется только по желанию пользователя. Пользователям рекомендовали обращаться в поддержку, если списание прошло не по тарифу, а также напомнили о существовании семейной подписки, которая открывает доступ сразу для всех детей в семье.
Жалобы дошли до Госдумы
На сообщения родителей отреагировали сразу несколько федеральных политиков. Председатель Госдумы Вячеслав Володин прямо заявил, что любые платные функции, которые ограничивают доступ родителей к информации о школьной успеваемости, недопустимы:
«Поступают обращения о платных услугах в электронных школьных дневниках. Родители жалуются, что им приходится приобретать подписку, если вход в электронный дневник осуществляется не через браузер, а приложение, которое более удобно, чем веб-версия. Также некоторые учебные материалы доступны только за отдельную плату. Подобное недопустимо. В электронных дневниках все услуги должны быть бесплатными».
Он провел опрос среди подписчиков в MAX: 5600 человек поддержали его позицию и лишь 51 — нет.
Председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина также обратилась к министру просвещения Сергею Кравцову, попросив полностью отменить платные подписки на дневники. В письме она отметила, что «рост цен создает дополнительное финансовое давление» и что ситуация «вызывает вопросы по поводу доступности и равноправия в образовании».
Кравцов, в свою очередь, заявил, что проблема заключается в отсутствии единой федеральной платформы. Сейчас школы используют частные сервисы, но, как подчеркнул министр, «мы планируем в течение 2-3 лет обеспечить все школы нашей страны, чтобы перейти на единые государственные сервисы, потому что это вопросы защиты персональных данных и стоимость». Он добавил, что система «Моя школа» уже создана и позволит осуществить этот переход, вытеснив платные коммерческие аналоги.
Родители vs электронные дневники
В итоге вся история с подписками неожиданно вытащила наружу куда более широкую дискуссию. В комментариях под постами Вячеслава Володина — под его публикацией уже почти три тысячи сообщений — и под публикациями Государственной Думы родители стали высказывать общее недовольство электронными дневниками как таковыми. Многие признаются, что предпочли бы вернуть привычные бумажные форматы.
Часть родителей жалуется на то, что электронный дневник дает учителям слишком много свободы в проставлении оценок. Один из комментаторов пишет, что оценки могут появляться «хоть разом за всю прошедшую четверть за один вечер»*. Другой подтверждает проблему: «Эл дневник хорошо, если учитель заполняет его сразу, а не когда ему вздумается. И надо запретить делать корректировки за предыдущие дни»*.
Есть и истории о том, как задания появляются поздно вечером. «Мне больше всего нравилось, когда спрашиваешь про уроки всё сделал, сын отвечает да, а потом проверяем, а там дз появилось в 10 вечера. А времени его выполнять уже нет. А доказать во сколько это дз появилось нет никакой возможности…»*, — делится еще один родитель.
Некоторые отмечают, что бумажный дневник дисциплинировал детей: они сами записывали задания, несли ответственность за их выполнение и учились планировать: «Не записал — сам виноват». Теперь же, по мнению родителей, школьники привыкают полагаться на электронную запись учителя, которую могут проверить взрослые.
«Дневник ру еще 12 лет назад требовал деньги за доп функции, у нас потом в школе от него отказались, другой сейчас без платных функций. Удивлена, что столько лет все молчали»,* — вспоминает одна из пользовательниц.
Еще одна распространенная жалоба касается нестабильного интернета в России. Из-за него родители не могут вовремя посмотреть задания, а учителя — внести оценки.
Мошенники не дремлют
Отдельно обсуждают и вопрос безопасности данных. Нина Останина обратила внимание, что цифровые сервисы привлекают мошенников. По ее словам, дневники, которые «создавались, чтобы облегчить учебу, дать доступ к оценкам, домашним заданиям и общению с учителями», стали не только платными, но и «даже небезопасными», цитирует ее письмо министру просвещения RTVI.
Еще летом УБК МВД России фиксировало эту проблему, сообщая, что в последнее время участились случаи, когда злоумышленники в качестве повода для обращения к гражданам используют необходимость обновления или привязки номера телефона к электронному дневнику.
«Под этим предлогом они убеждают жертву предоставить доступ к конфиденциальной информации, что в дальнейшем приводит к серьезным последствиям. Мошенники звонят или пишут в мессенджерах, представляясь сотрудниками учебных заведений или службы технической поддержки. Они утверждают, что для корректной работы электронного дневника требуется подтвердить номер телефона, обновить данные или активировать учетную запись. Далее либо просят сообщить коды из SMS, либо направляют на фишинговый ресурс», — говорилось в сообщении ведомства.
Голос в защиту
При этом часть родителей и педагогов все же поддерживает электронные дневники. Среди них — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург. В комментарии «Общей газете Ленинградской области» он объяснил:
«Понимаете, нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад. Электронные дневники — это реальность, и они очень удобны как для детей, так и для родителей. Там фиксируется и пребывание ребенка в школе, чтобы он никуда не уехал в другое место. Это безопасность и ежедневные оценки, опоздания и те задания, которые нужно выполнить. Ничего такого отрицательного в этом нет».
В итоге, большинство сходится во мнении, что электронные журналы должны оставаться бесплатным дополнением, а не обязательной заменой, и что доступ к учебной информации семьи должны получать без лишних сложностей и угроз безопасности данных. Сами по себе дневники могут быть удобным инструментом, если не превращаются в платный сервис и не подменяют собой обычный бумажный формат.
---------------
* Примеч. ред. Пунктуация и орфография комментариев сохранены