Производство в режиме экономии: почему российские заводы сокращают рабочие дни и зарплаты
На российских заводах меняется формат занятости: все больше предприятий сокращают рабочую неделю, переводя сотрудников на трех- и четырехдневный режим. И это уже не единичные решения, а заметная по стране тенденция.
Какие заводы оказались на сокращенке
В Псковской области сразу четыре предприятия перешли на неполную занятость, и, как отмечают СМИ, почти 2000 работников столкнулись со снижением зарплат на 20–40%.
Публично названо лишь одно предприятие — ПАО «АВАР» (Псковский завод электротехнической арматуры). Председатель совета директоров Дмитрий Мельников открыто объяснил, почему на заводе с сентября ввели трехдневную неделю, а с декабря перейдут на четырехдневку. Он подтвердил и масштаб сокращений:
«В сентябре, октябре и ноябре была введена трехдневная рабочая неделя, с декабря будет четырехдневная. У нас по ряду причин сформировалась излишняя численность в 100 человек. Мы предложили им уйти по соглашению сторон с пятью месячными зарплатами. 85 из них согласились, мы с ними полностью рассчитались, и это обошлось предприятию в 25 миллионов», — сказал Мельников в эфире программы «Эхономика» на ПЛН FM.
Он не стал уходить от ответственности, хотя и дал понять, что причины проблемы — не только управленческие: «Понятно, что многие люди, кто ушел с предприятия, этим недовольны, это абсолютно справедливо, они имеют на это право. Вопрос “Кто виноват?” остается открытым. Понятно, что высокая доля вины есть на мне, как на руководителе, но на это были объективные причины».
Тренд, впрочем, давно вышел за пределы одного региона. По всей стране крупные промышленные игроки вынуждены «подрезать» рабочие недели — и каждый делает это по своей причине, но результат один: производство замедляется, а доходы сотрудников — тем более.
АвтоВАЗ, крупнейший автопроизводитель России, обсуждал четырехдневку ещё летом, а 29 сентября окончательно ввёл её — впервые с 2022 года. Как сообщил ТАСС, глава компании Максим Соколов подтвердил, что завод будет работать по сокращенному графику до конца 2025 года: «Сейчас — да», — заявил он, отвечая на вопрос о переходе на четырехдневную неделю. «С нового года планируем вернуться к пятидневной неделе рабочей», — добавил Соколов, подчеркнув, что план — пока именно план.
Горьковский автозавод тоже ушёл на четырехдневку в августе — под давлением санкций и падения продаж коммерческого транспорта. Только в октябре ГАЗ смог вернуться к пятидневке. «Интерфакс» объясняет это временным «поманеврированием» рынка: ситуацию частично спасла 20-процентная скидка по льготному лизингу, которую Минпромторг ввёл всего на месяц. Это позволило «подчистить» склад и хоть немного оживить производство. Но пресс-служба завода честно признает: дальше все зависит от решения ЦБ по ставке, от доступности финансовых инструментов и от того, продлят ли повышенную скидку на льготный лизинг.
«КАМАЗ» пошел аналогичным путем. В августе компания объявила о переходе на сокращенную четырехдневную неделю. «Отсутствие перспектив роста рынка и давление остатков техники импортеров заставляют нас проявить ответственность и принять непопулярные, но необходимые меры по сокращению производства», — объяснил автопроизводитель. Но 10 ноября производство вернули к пятидневке — по решению главы предприятия Сергея Когогина. Более того, декабрь, по предварительным прогнозам, тоже обещает быть полноценным рабочим.
Проблемы идут волной и по смежным отраслям. Крупнейший производитель цемента в стране — «Цемрос», управляющий 18 заводами, — в октябре объявил, что с 1 октября 2025 года вся сеть перейдет на четырехдневку. Компания прямо связывает это с падением потребления цемента и ростом импорта. При этом в «Цемрос» подчеркивают: социальный пакет сохранят в полном объёме, а режим неполной занятости вводят, чтобы сохранить рабочие места и адаптироваться к рынку.
К неполной занятости готовится и ПАО «ВСМПО-Ависма». С 1 декабря предприятие планирует перевести на четырехдневку часть сотрудников, главным образом административный персонал — тех, кто не задействован в ключевых производственных процессах. Как пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе, мера направлена на «сохранение высококвалифицированного коллектива» и обеспечение операционной стабильности.
Что стоит за «трехдневками»
Сокращенные графики на предприятиях — не частные истории, а симптом более глубоких процессов, подчеркивает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов в разговоре с «Общей газетой Ленинградской области».
По словам эксперта, нынешняя ситуация складывалась весь год, и многие факторы сошлись в одной точке.
«Российская экономика очень непросто прошла 2025 год. Мы ещё не вполне понимаем, какими будут итоговые показатели промышленного производства и ВВП. Некоторые аналитики с лета прогнозируют нулевой или даже отрицательный рост, и это связано не только с высокой ставкой ЦБ. Слабый рубль подорвал покупательную способность населения, кредиты стали недоступны, рынок недвижимости оказался в крайне нездоровом состоянии — цены взлетели спекулятивно и начали душить экономику», — говорит Колташов.
Он отмечает, что похожие процессы идут не только в России: падает потребление цемента, тормозится строительство, снижается деловая активность. Дополнительное давление создают низкие мировые цены на нефть и спад в Китае, который переживает «секторальный кризис на рынке жилья». По словам эксперта, отсутствие развернутых инфраструктурных проектов также сыграло свою роль — спрос на металл, технику, материалы так и не получил нужного импульса.
«Проблем в экономике накопилось немало, и они давят на предприятия реального сектора. Поэтому в отдельных случаях мы наблюдаем сокращение нагрузки для работников — это результат обстоятельств, которые сложились в течение года», — подчеркивает Колташов.
При этом эксперт напоминает: параллельно в стране сохраняется острая нехватка инженеров и техников — тех самых кадров, без которых невозможно развивать промышленность. И эта проблема никуда не исчезает, даже на фоне текущей статистики.
Ленобласть держится на полной неделе
Своим взглядом на ситуацию поделился с «Общей газетой Ленинградской области» исполнительный директор ЛОТПП Игорь Муравьев. Он сразу заявил, что в регионе никакой «волны» сокращенных недель не наблюдается.
«Я бы не сказал, что массово, — отмечает Муравьев. — Я, наоборот, знаю много предприятий Ленинградской области, которые загружены заказами, готовы открывать вторую и третью смену, но испытывают кадровый голод. Среди членов нашей палаты такой информации нет — по крайней мере за последние месяцы».
Тем не менее, эксперт признает: во многих случаях подобные решения действительно связаны со снижением объема производства — из-за просевшего рынка, неконкурентоспособности продукции или проблем со сбытом. И это прямое следствие ошибок части бизнеса, который после ухода импорта посчитал, что рынок будет ждать любую продукцию.
«Многие предприятия решили, что на волне импортозамещения их продукция “будет оторвана с руками”. Но это далеко не так. Мы не выпали из мировой кооперации, рынок остается конкурентным. Чтобы выжить, нужно вкладываться — в ассортимент, в качество, в технологичность, а не поднимать цену на средненькую продукцию», — говорит Муравьев.
Он подчеркивает: тенденция неоднородна по стране и точно не характерна для Ленинградской области. По его словам, региональные предприятия готовы принять квалифицированных специалистов, которые готовы релоцироваться и работать на полноценной рабочей неделе.
Массовый переход на сокращенную рабочую неделю пока не охватывает все регионы и отрасли, но показывает, с какими трудностями сейчас сталкивается российская промышленность. И хотя предприятия используют сокращенные графики как способ выживания, наибольший удар приходится на работников, которым нужно быстро адаптироваться к меньшему числу рабочих дней и уменьшению заработка.