Без звонков и дневников: почему российские семьи выбирают обучение вне школы
В последнее время растет число родителей, выбирающих для своих детей семейное образование или онлайн-школы. Этот тренд набирает обороты, и пандемия сыграла здесь важную роль: многие увидели, что привычная школа — не единственный путь. Массовый опыт дистанта показал, что альтернативные способы обучения могут быть эффективными, а такой режим часто лучше подходит ребенку.
При этом российское законодательство по-прежнему четко устанавливает: получение школьного образования обязательно для каждого ребенка. Конституция РФ и закон «Об образовании» требуют, чтобы все дети освоили как минимум основное общее образование, а родители обеспечили этот процесс. Если ребенок систематически не учится, семья может столкнуться с административной ответственностью. Но как именно будет организовано обучение — выбор родителей, и вариантов сегодня стало значительно больше.
Гид по альтернативам традиционной школе
Самый привычный путь — очное обучение: ребенок ходит в школу по расписанию, проходит контрольные, получает оценки. Есть и комбинированный формат — очно-заочный — его часто выбирают семьи, где ребенок серьезно занимается спортом, творчеством или часто переезжает: посещение школы здесь более свободное, ребенок приходит, чтобы написать контрольные, получить и сдать домашние задания.
Отдельно стоит надомное обучение — формат, предназначенный для детей с серьезными медицинскими показаниями, подтвержденными заключением врача. Здесь школьник остается учеником образовательного учреждения, а педагоги приходят домой или проводят индивидуальные занятия в школе. Ответственность за программу и результаты несет именно школа, а не родители.
Онлайн-обучение — тоже важный элемент современной системы. И хотя дистанционка не является самостоятельной формой образования, она стала удобным инструментом и для семейного обучения, и для заочной школы, и в качестве дополнительного инструмента для традиционного очного формата.
А вот семейное обучение — совершенно другой подход. Закон «Об образовании» закрепляет его как самостоятельную форму, в которой ответственность полностью ложится на родителей. Ребенок не числится в школе, но должен быть прикреплен к ней для сдачи промежуточных аттестаций и итоговых экзаменов — ОГЭ и ЕГЭ. До девятого класса родители управляют процессом, а в старшей школе подросток уже может переходить на самообразование сам, не спрашивая разрешения у взрослых, но и беря ответственность на себя.
Сегодня в России популярны два формата домашнего образования — хоумскулинг и анскулинг. Оба пришли из зарубежной практики, но уже успели укорениться у нас.
Хоумскулинг — это по сути школьная модель, перенесенная домой: программа, учебники, расписание, занятия с родителями или репетиторами. Структура и цель остаются прежними — освоить стандарт и успешно сдать экзамены. Анскулинг — обратная история. Здесь нет уроков и расписания: ребенок учится через жизнь — игры, чтение, проекты, путешествия. Родители выступают «проводниками», поддерживают интерес, но не задают программу.
Как именно учится ребенок — дело родителей. Но аттестации обязательны для всех, поэтому даже при самом свободном формате семейного обучения все равно придется готовиться к экзаменам и сдавать их в лицензированной школе.
Что дает домашний формат — и что требует взамен
Главным преимуществом обучения вне традиционной школы называют индивидуальный темп и программу, а также снижение стресса.
Педагог-психолог МБОУ «Любанская средняя школа» Тосненского района Зинаида Лихачёва в разговоре с «Общей газетой Ленинградской области» объясняет: домашнее и онлайн-обучение становится спасением для тех, кому в школе тяжело. Нет шума, давления класса, гонки за оценками. Ребенок учится в своем темпе и меньше выгорает. Уходит и ежедневная рутина с дорогой до школы, утренняя спешка, перегрузки и необходимость высиживать на уроке все 45 минут.
Образование в таком формате может сильно помочь развитию внутренней мотивации:
«Когда учеба переносится из внешней, обязательной системы в личное пространство, у ребенка есть шанс научиться учиться не ради оценки, а из интереса», — добавляет психолог.
В семейном или онлайн-формате график гибкий: занятия могут начинаться позже, делиться на блоки, чередоваться с хобби и отдыхом.
«Можно углубиться в интересующие темы, подстроить расписание под природные биоритмы. “Совы” часто расцветают на домашнем обучении. Ребенок уделяет больше времени хобби и развитию талантов», — отмечает специалист.
Для многих важным плюсом оказывается и спокойная атмосфера: без высоких уровней стресса, буллинга и эмоционального давления, которое нередко сопровождает школьную жизнь.
Однако свобода имеет обратную сторону. В семейном обучении практически все ложится на плечи родителей: они становятся организаторами процесса, координаторами, а порой и педагогами. Это требует времени, ресурсов и постоянного контроля — не каждая семья готова к такому режиму.
«Когда мама или папа 24/7 в роли «учителя», исчезает пространство для просто теплых, семейных отношений. Родительский ресурс истощается, ребенок лишается безоценочного родителя, который просто любит, а дом перестает быть местом для отдыха», — говорит Зинаида Лихачёва.
Сам ребенок тоже сталкивается с необходимостью высокой самодисциплины: чтобы учиться дома, нужно уметь планировать время, брать ответственность за собственные результаты, не «растворяться» в бытовых делах или играх. Дополнительные трудности возникают и с аттестацией, особенно если учебный процесс не структурирован или ведется в формате анскулинга.
Кроме того, как отмечает педагог-психолог, существует риск цифровой зависимости. Согласно рекомендациям ВОЗ, детям 5–6 лет можно пользоваться гаджетами не больше часа в день, школьникам 10–12 лет — около двух часов, подросткам 15–16 лет — до трех. Но в ситуации, когда весь учебный день проходит онлайн, эти нормы просто невозможны, а ребенок очень быстро привыкает находится часами у экрана.
Опасность дефицита коллектива
Вопрос социализации — одна из самых чувствительных тем, которые вызывают споры среди педагогов и родителей. По словам кандидата медицинских наук, эксперта в области когнитивно-поведенческой терапии Дмитрия Ковпака, ключевое ограничение дистанционного формата заключается в том, что ребенок может недополучить важный социальный опыт. Он объясняет:
«Основная проблема дистанта — ухудшение социализации ребенка, возможные осложнения формирования или даже нарушения социальных навыков — коммуникации и самоорганизации в коллективе, физической активности и, как следствие, сложности в семейных взаимодействиях — зависимость от родителей и проблемы с сепарацией».
Похожую точку зрения разделяет и ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук:
«Работа в школе, встреча детей в школе — это огромный плюс, кроме обучения, это воспитательный момент, это социализация. Дети учатся общаться, быть членами общества, потому что школа — это просто буквально кусочек нашей жизни… дети ходят в школу не учиться, а общаться. Им интересно просто, и 1 сентября они бегут, потому что не виделись они друг с другом. Общаются все по-разному, но так или иначе общение — главный продукт школьного обучения, в том числе. Коммуникации, для нас, для всех важны, потому что мы люди, социальные существа, нам нужно уметь общаться друг с другом, а не только сидеть с телефоном».
Это же подчеркивает и педагог-психолог Зинаида Лихачёва. По ее словам, школа — это не только уроки, а целая «мини-модель общества». Она объясняет:
«Ребёнок учится договариваться, конфликтовать, мириться, сотрудничать, чувствовать социальные иерархии и жить по правилам. Лишаясь этого, он может недополучить социальных сценариев, что осложнит его адаптацию в будущем — в вузе, на работе, в любой взрослой команде».
Дома ребенок постоянно находится в привычной, безопасной среде — и это, как отмечает психолог, может замедлять его психологическую сепарацию, мешать формированию независимости и снижать способность справляться с внешними вызовами. Страдает и адекватность самооценки: в школе дети неизбежно «сверяются» с другими, а дома эта система координат исчезает. В результате самооценка может как завышаться: «я гений, потому что мама так сказала», так и падать из-за отсутствия внешней оценки успехов.
При этом, влияние на психику далеко не всегда негативное: многое зависит от того, как именно семья выстроила образовательную среду. Когда ребенок получает достаточно общения вне школы — в секциях, кружках, на совместных проектах — риски можно значительно снизить, а иногда и полностью компенсировать. В таких условиях домашнее обучение, наоборот, способствует большей самостоятельности, уверенности и развитию ответственности.
«Крайне важна компенсация социального дефицита, — говорит Зинаида Лихачёва. — Необходимо сознательно создавать для ребёнка среду для социализации: кружки, секции, встречи с другими “семейниками“, проектная деятельность. Родителю важно сохранить свою взрослую жизнь, работу и хобби, чтобы не зависнуть полностью в роли учителя и иметь ресурс для поддержки ребенка».
Практика показывает, что переход на семейное обучение может давать очень разные результаты:
«Если опираться на мой профессиональный опыт, картина получается весьма неоднозначной. Я наблюдала несколько семей, избравших путь домашнего обучения. И, к сожалению, в двух случаях из трёх я видела ярко выраженные проблемы с социализацией. Дети буквально “шугались” общества, как дикие звери, их взгляд выдавал страх и напряжение в любой незнакомой ситуации. Глядя на них, с грустью понимаешь, что с взрослением их ждут серьезные трудности», — говорит педагог-психолог.
При этом она подчеркивает, что дело не в самой форме обучения, а в той среде, которую создают родители:
«Яркий пример — ребенок, целиком погруженный в спорт высших достижений, состоящий в олимпийском резерве. У него уже есть своё сообщество, жесткие рамки, конкуренция и команда... И картина получается совершенно иной — ребенок знает, где и как себя проявить, у него есть пространство для самореализации».
Чем привлекают частные онлайн-школы
Расширение семейного образования и рост интереса к дистанционным форматам привели к подъему частных онлайн-школ — формата, который сочетает гибкость «домашнего» обучения с ресурсами полноценной образовательной организации. Такие школы работают в рамках Федерального закона «Об образовании в РФ», используют дистанционные технологии и реализуют программы семейного образования, а часть из них имеет государственную аккредитацию, позволяющую обучать учеников по заочной форме и выдавать аттестат установленного образца.
В отличие от полностью самостоятельного семейного образования, где родителям приходится организовывать аттестации самостоятельно, частная школа берет на себя подготовку к ОГЭ, ЕГЭ и промежуточным проверкам знаний. Многие такие проекты расширяют программу углубленными курсами — от языков до IT-дисциплин, — чего часто не хватает обычным школам.
Перед выбором школы родителям важно проверить наличие лицензии на образовательную деятельность и государственной аккредитации: эти документы гарантируют, что промежуточная и итоговая аттестация будут признаны, а выданный аттестат — официальным.
Финансовая сторона вопроса
Несмотря на удобство, доступность онлайн-школ сложно назвать бюджетной. По данным «Ведомостей», только за первые шесть месяцев 2025 года российские семьи потратили на такие программы свыше 4 млрд рублей — почти на треть больше, чем годом ранее. Исследование Smart Ranking подтверждает динамику: рынок домашнего обучения вырос на 27% до 4,6 млрд рублей за январь–июнь 2025 года.
Ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук отмечает, что рост расходов родителей на онлайн-обучение, безусловно, объясним, но сама сумма ее поражает:
«Это, конечно, колоссальная цифра. Я понимаю всю проблематику общей школы, когда в классе 30 человек и более, невозможно дойти до каждого ученика. Да, может, поэтому родители для себя выбирают онлайн. Может быть, не афишируют полностью уход из школы, а переносят часть задач на дом. Иначе тогда, если бы был массовый переход, у нас бы не было во многих школах двухсменных занятий. Это парадокс — школы сейчас переполнены».
Спрос растет прежде всего среди учеников средней и старшей школы, где актуальна индивидуальная образовательная траектория и углубленные предметы. Стоимость обучения зависит от класса, набора предметов, формата занятий и необходимости аттестации.
Для начальной школы цены начинаются примерно от 6–7 тыс. рублей в месяц за самостоятельные занятия по видеоматериалам и могут достигать 30–35 тыс. рублей при обучении в небольших онлайн-классах. В выпускных классах стоимость возрастает: от 20 тыс. рублей за регулярные онлайн-вебинары до 55–60 тыс. рублей за обучение в мини-классах по всем предметам. Некоторые платформы предлагают гибкие тарифы: можно выбирать отдельные предметы, комбинировать живые уроки и записи или переходить на более расширенный пакет, который включает полноценное обучение в лицензированной школе.
В итоге, специалисты сходятся во мнении: успех домашнего или дистанционного обучения напрямую зависит от подготовки и вовлеченности родителей, а также от создания поддерживающей образовательной и социальной среды. Без этого даже самая современная программа не компенсирует риски для психического здоровья и социализации ребенка.