Top.Mail.Ru

Порог в 50 баллов: как реформа Минобрнауки изменит путь выпускников

© Изображение создано искусственным интеллектом
Эксперты АПЭК — о последствиях ограничения коммерческого набора в вузы

Минобрнауки предложило ограничить платный прием в вузы: абитуриентов со средним баллом ЕГЭ ниже 50 хотят лишить возможности поступать на коммерческие места. Кроме того, министерство предлагает ввести государственное регулирование платного набора по 40 специальностям — от экономики и юриспруденции до нефтегазового дела, ЖКХ и пожарной безопасности. Документ проходит общественное обсуждение, но уже вызвал широкий резонанс.

По мнению экспертов Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), инициатива может изменить не только образовательный ландшафт, но и социальное поведение молодежи.

Доктор экономических наук, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов отмечает, что изменить систему высшего образования саму по себе крайне сложно.

«Очевидно, что сейчас вузы, помимо подготовки высококвалифицированных кадров, а также определенной социализации молодежи, решают ряд сопутствующих задач, прежде всего предоставляя отсрочку от срочной службы для молодых мужчин. Это также и определенный "билет" для переселения в столичные центры», — подчеркнул эксперт.

По словам Климанова, реформировать систему высшего образования в отрыве от социальных факторов невозможно.

«Изменения требований к абитуриентам повлияют не только на сами вузы, но и на социальное поведение определенных категорий граждан. В то же время на рынок труда подобный искусственный запрос повлияет минимально, потому что он стал гораздо более адаптивным к динамичным изменениям», — считает он.
© Изображение создано искусственным интеллектом

Политконсультант, член Общественной палаты РФ, автор Telegram-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин напоминает, что на рынке труда наблюдается существенная нехватка кадров. 

«Рынок труда сейчас характеризуется дефицитом работников, в том числе определенных специальностей, а также затратами бизнеса на переобучение и кастомизацию этих работников под свои задачи», — говорит он.

По мнению Корякина, платное образование долгое время становилось способом просто получить диплом, а не знания. 

«В этом смысле платное образование часто было способом получения диплома без знаний и компетенций, с одной стороны, и получения вузами образовательной ренты – с другой. Это периодически вводило работодателей в заблуждение», — отмечает эксперт.

Он уверен, что новая инициатива может стать стимулом к оздоровлению образовательной системы и перераспределения выпускников школ в сторону рабочих профессий.

С ним согласен доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Шестемиров. Он называет инициативу «очень здравой и действительно качественной». 

«Порой студент, заплативший деньги за обучение, считает себя клиентом, который всегда прав. Исходя из этого, на рынок труда выходят неподготовленные должным образом специалисты, которые создают конкуренцию. И работодатель получает не совсем качественного работника», — поясняет он.

По мнению Шестемирова, ограничение платного приема поможет повысить качество образования. 

«Так что инициатива повысит и конкурентоспособность на рынке, и качество предлагаемых услуг, и уровень подготовки. Она заставит вузы более серьезно относиться к образовательному процессу», — добавил эксперт.
© Изображение создано искусственным интеллектом

Однако не все эксперты считают идею безусловно позитивной. Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари согласен, что проблема существует, но считает, что подход к её решению должен быть более гибким. Низкие баллы ЕГЭ не всегда означают отсутствие потенциала

«Как вузовский преподаватель, подтверждаю: ребята со средним баллом ЕГЭ ниже 50 — это очень слабенькие студенты. Им очень тяжело даются программы высшего образования, особенно на первых двух курсах, но затем происходит выравнивание — и такие ребята (по сути, махровые троечники) могут стать лидерами в своих профессиях», — рассказывает он.

При этом, добавляет Коложвари, чрезмерное ужесточение может лишить часть молодежи доступа к образованию. 

«Качество вузовской подготовки, безусловно, нужно повышать, но нельзя делать недоступным высшее образование в нашем уже и не индустриальном, а даже постинформационном обществе. Кроме того, проблема сдачи ЕГЭ упирается в низкий уровень подготовки в школах и несовпадение школьных программ с требованиями ЕГЭ, из-за чего сдача экзаменов становится возможной только при занятиях с репетиторами. Оплачивать их могут не все семьи», — поясняет он.

«В общем, теперь в любом случае троечникам дорога только в колледжи и техникумы», — резюмирует эксперт.

По словам специалистов, реформа платного приема может стать инструментом «перезапуска» всей системы образования, но при этом требует особого внимания к региональным вузам. Именно они первыми столкнутся с сокращением числа студентов, что может повлечь за собой кадровый дефицит и отток молодежи в мегаполисы.


Источник: «АПЭК» / Материал создан при помощи ИИ

Теги: