Иномарки станут роскошью: что ждет автомобильный рынок после нового расчета утильсбора

Россияне недовольны планируемым с начала ноября повышением утилизационного сбора. Под проектом постановления на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов к 3 октября оставили уже больше 100 тысяч дизлайков — абсолютный рекорд за всё время работы сайта. Лайков при этом не набралось даже тысячи. Причём отрицательные оценки продолжают расти примерно на тысячу в час. Для наглядности: на 10 утра их было 109 071, к 11 часам — уже 110 015.
В соцсетях и на форумах настроение схожее: большинство комментаторов требуют отмены утильсбора как такового. Некоторые в шутку отмечают, что «в России утилизировать машину становится дороже, чем в Китае произвести». Но в целом шуток мало — людей возмущает перспектива нового роста цен.

Что такое утильсбор
По сути, утилизационный сбор является государственным налогом. Это обязательный разовый платеж, который взимается с производителей и импортеров транспортных средств для компенсации расходов на их последующую безопасную и экологичную утилизацию. Сбор также призван поддержать российских производителей автомобилей.
Утильсбор появился в 2012 году и распространяется на все транспортные средства, произведенные за рубежом и ввозимые в Россию.
Как рассчитывается сумма? Есть базовая ставка и повышающий коэффициент. С 1 ноября 2025 года к привычным параметрам (год выпуска, объём двигателя, масса автомобиля) добавится новый критерий — мощность двигателя. Чем больше «лошадей», тем выше коэффициент и итоговый платеж.
Налог на мечту
Новые правила ударят прежде всего по машинам мощнее 160 лошадиных сил. Это большинство современных иномарок, включая китайские. К примеру, если раньше за автомобиль 160–190 л.с. утильсбор составлял 750 тысяч рублей, то теперь за тот же автомобиль придется заплатить уже свыше 900 тысяч.

А для спорткаров и мощных внедорожников сумма может доходить до 10 миллионов рублей. В интервью ТАСС министр промышленности и торговли Антон Алиханов пояснил:
«Речь идет о ставке для легкового автомобиля старше трех лет с двигателем более 3,5 л и мощностью свыше 500 л.с. Причем не нынешней ставки, а рассчитанной на 2030 год».
По его словам, среди таких моделей — Mercedes-Benz G-Class, вся линейка Rolls-Royce, Bentley Continental GT, Cadillac Escalade. «Автомобили в основном люксового сегмента будут облагаться утильсбором до 10 млн рублей к 2030 году», — заявил министр.
При этом он подчеркнул:
«Мы предлагаем сохранить действие нашей меры поддержки — льготных коэффициентов — как раз для массовых машин с мощностью двигателя до 160 л.с., наиболее востребованных у населения. Сумма утильсбора для них останется той же — 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше трех лет».

Однако, как отметил автоюрист Игорь Стремоусов в разговоре с «Общей газетой Ленинградской области», таких машин сейчас производится немного:
«Задействован самый массовый сегмент. Автомобилей, которые составляли бы до 160 лошадиных сил, сейчас очень мало — в основном производят более мощные, с учётом того, что применяются гибридные и электрические технологии. Поэтому, конечно же, повышение сбора негативно скажется на покупках именно основной массы населения».
«Цена достигла критической точки уже давно»
Сегодня мало кого удивишь ценами на автомобили — они и без новых налогов уже «кусаются». Автоюрист Игорь Стремоусов напоминает, что рост начался вовсе не сейчас, и дело не только в утильсборе:
«Всё началось с момента введения санкций, когда стало понятно, что больше мы не можем покупать автомобили по нормальным рыночным ценам. Автомобильный рынок в России был и остаётся одной из самых уязвимых отраслей, конкурентного производства мирового уровня у нас нет, и это признано на уровне министерств», — отметил эксперт.
При этом он считает, что резких обвалов на рынке не произойдет. Станет меньше заказов по параллельному импорту, а часть людей, столкнувшись с ростом сборов и невозможностью ввезти автомобиль по разумным ценам, будут вынуждены переориентироваться на покупку машин на локальном рынке.

По его словам, повышение утильсбора — это скорее способ пополнить бюджет:
«Здесь нет никакой загадки, в текущих условиях бюджет требует дополнительных поступлений и государство предпринимает всевозможные попытки дополнительно собирать деньги».
Как отметил автоюрист, оценка инициативы звучит критически не только от автомобилистов, но и от политиков. В частности, одна из партий направила обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с призывом отказаться от повышения утильсбора, которое, по их словам, с 1 ноября 2025 года приведет к резкому росту цен в массовом сегменте и вытеснению с рынка доступных транспортных средств. Особо остро новые ставки могут ударить по жителям Дальнего Востока и Сибири.

Двойственная мера
Автоэксперт Евгений Ладушкин оценивает происходящее как продолжение политики защиты внутреннего рынка, у которого есть и плюсы:
«Повышение утилизационного сбора — это постепенное усиление политики, направленной на защиту отечественных и локализованных производителей. Цель этих мероприятий — стимулирование производителей строить заводы на территории нашей страны и собирать машины из комплектующих, сделанных из наших материалов. Из сопутствующих плюсов — привлечение специалистов, технологий и развитие производственных мощностей. Без всего этого развитие собственной автомобильной промышленности в России попросту невозможно».
По его мнению, повышение в большей степени затронет импортируемые автомобили. Эксперт отметил, что изменения коснутся в основном машин выше среднего сегмента и люкс-класса, привозимых через параллельный импорт. Вскоре, считает он, ввоз автомобилей свыше 160 лошадиных сил в обход официальных дистрибьюторов станет для перегонщиков просто невыгодным.

Автоэксперт предупреждает и о рисках для покупателей:
«Часть компаний займётся ввозом автомобилей по серой схеме с кривыми или поддельными документами. Покупка у таких компаний может стать очень рискованным решением для клиента, так как именно он и останется у разбитого корыта».
Что будет дальше? Рынок отреагирует резким ростом цен, однако эта ситуация не будет долгосрочной. По словам эксперта, подорожают даже автомобили старых годов выпуска, когда утильсбор ещё не существовал. Тем не менее это лишь временная реакция: из-за снижения спроса на машины по завышенным ценам рынок должен будет стабилизироваться.
Ладушкин признает: его отношение к инициативе двойственное.
«С одной стороны, утильсбор действительно может простимулировать производителей строить заводы и локализовываться. С другой — неплохо было бы пересчитать политику господдержки отечественных предприятий. Средства на помощь выделяются колоссальные, а результат, хоть он и есть, не соответствует ни объемам финансирования, ни качеству послепродажного сервиса наших производителей. А аппетиты только растут», — заключил он.