Локализация такси или легализация «бомбил»? Почему реформа такси вызывает больше вопросов, чем ответов

Минпромторг РФ представил перечень автомобилей, которые с марта 2026 года смогут использоваться в такси. В списке — Lada, УАЗ, «Москвич», Sollers, а также китайские гибриды и электрокары Evolute и Voyah. Исключения сделаны только для Дальнего Востока, Сибири и Калининградской области. Для тысяч водителей в остальных регионах это означает одно: или продавать свои привычные иномарки и пересаживаться на «локализованные» модели, или уходить в тень.

Политолог Илья Гращенков в своём телеграм-канале называет закон спорным:
«Ключевой риск реформы – это не обновление парка, а его массовый уход в «серую» зону. Таксисты, особенно в регионах, не станут массово брать кредиты и покупать новые «локализованные» автомобили. Вместо этого они будут искать обходные пути. Таким образом, в регионах мы столкнёмся с резким ухудшением качества автопарка, не говоря уже о том, что значительная доля таксистов в принципе будет работать втемную, всерую».
«Маловато машин»
Скепсис разделяют и отраслевые эксперты. Алексей Аксёнов в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» отметил:
«На мой взгляд, конечно, машин маловато. В первую очередь не все сегменты, если мы рассматриваем московское такси, можно здесь охватить. Потому что вряд ли УАЗ зайдёт как машина для такси, это всё-таки полноценный внедорожник, достаточно жёсткий. Sollers — это в первую очередь коммерческий транспорт. А Evolute — да, электромашины, но «Комфорт+» у них нет. Есть «Москвич», они могут охватить «Эконом» и «Комфорт», но всё-таки не «Комфорт+». Поэтому этот сектор проседает», — объяснил эксперт, указывая на то, что базовый выбор моделей объективно ограничен.
Развивая мысль, он добавил, что ещё более проблемным выглядит вопрос автомобилей премиального сегмента:
«А Voyah — это супердорогие автомобили, вряд ли они будут работать в такси. Скорее всего, это класс «Премиум», но это уже не такси, это оформляется как аренда автомобиля с водителем. И, безусловно, хочется ещё какие-то бренды, пошире. Я среди моделей не вижу «Комфорт+». А «Бизнес» — это всё-таки другая история, у них, может быть, принципиально ничего не изменится».
«Нива» как такси?
В разговоре с Autonews президент НАС Антон Шапарин подчеркнул абсурдность некоторых позиций в перечне:
«В списке автомобилей для такси оказались Lada Niva Legend и Lada Niva Travel, УАЗ «Патриот» и УАЗ «Хантер». Вероятно, их включили чисто механическим образом, потому что представить их в такси просто невозможно».
Он напомнил, что для госзакупок выбор автомобилей гораздо шире: «Чиновникам ведомство оставляет больше выбора — 16 брендов, 55 моделей. Почему государство может покупать автомобили с меньшей локализацией — загадка».
Старые машины доездят до конца
Впрочем, как уточнил председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев в комментарии ТАСС, новые требования коснутся только пополнения автопарка:
«Машины, которые не попадают под требования локализации, если они сейчас находятся в реестре такси, могут там остаться до окончания этапа своей эксплуатации».
Что это значит для отрасли
Главный риск реформы, как отмечают эксперты, — не обновление парка, а его массовый уход в «серую зону». Таксисты, особенно в регионах, не станут массово покупать новые «локализованные» машины. «Самозанятые, понятно, для работы в такси машины из списка покупать не будут, просто уйдут в «бомбилы». Этот процесс произойдёт очень быстро», — уверен Шапарин.
Илья Гращенков подытоживает ещё жёстче: закон в нынешнем виде может не просто сорвать обновление парка, а «нанести существенный удар по всей отрасли».
Материал создан при помощи ИИ