Закон с пробуксовкой: политолог Илья Гращенков о том, к чему приведет реформа такси

С марта 2026 года в России вступает в силу закон о локализации такси. Исключение сделано только для регионов Дальнего Востока, Сибири и Калининградской области. По сути, в ближайшие месяцы водителей в остальных субъектах страны обяжут пересаживаться на так называемые локализованные автомобили — в большинстве случаев это китайские модели с символической долей сборки в России.
Но, по мнению директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, регионы к реформе не готовы. Более того — сам закон, как он считает, может навредить отрасли и усилить социальное напряжение.
“Закон носит очень странный характер”
Гращенков прямо называет закон «вредным» и сомневается, что он вообще в текущем виде заработает:
«Надеюсь, всё-таки он не будет действовать – или за этот год в него внесут ещё поправки. Закон носит очень странный характер: для крупных городов, таких как Москва, Петербург, Екатеринбург и так далее, он практически выхолащивает уровень тех транспортных средств, которые привычно называют классом “комфорт”, “бизнес” и так далее. Практически все из новых машин, упомянутых в списке, довольно низкого качества».
Если в мегаполисах хотя бы был какой-то выбор, то в малонаселенных пунктах — ситуация ещё сложнее. Там, отмечает эксперт, «никакого “комфорта”, “бизнеса” сроду не было», а люди возят пассажиров на том, что вообще едет — от старых «шестёрок» до «девяток».

Нелегальный извоз и откат в 90-е
По сути, новый закон стимулирует не обновление автопарка, а откат в тень. Таксисты, особенно в регионах, скорее всего, будут просто уходить в серую зону — работать нелегально, переходить в схемы с арендой машины с водителем, придумывать обходы через мессенджеры и «договорные поездки».
«В регионах мы столкнёмся с резким ухудшением качества автопарка, не говоря уже о том, что значительная доля таксистов в принципе будет работать втемную, всерую», — считает Гращенков.
Там, где рынок традиционно держится на праворульных японских автомобилях, особенно популярны гибридные Toyota Prius. Они экономичны, надёжны и привычны для местных водителей. «Отечественные» машины, говорит эксперт, не только не соответствуют уровню, но и не позволяют зарабатывать.
«Не исключаю, что жители ДФО будут откровенно саботировать данный закон, элементарно не регистрироваться в качестве такси, а возить людей, используя при заказе мессенджеры», — предполагает Гращенков.
Китайские шильдики под видом “локализации”
Ключевая претензия к реформе — в подмене понятий. Под видом «отечественного автопрома» продвигаются китайские машины с минимальной переработкой. И водителей, фактически, вынуждают покупать «китайцев» по завышенным ценам.
«Это в кавычках отечественные автомобили, в реальности же просто переклеивание шильдиков с китайского автопрома на наш и попытка выдать за локализацию. Есть, конечно, АвтоВАЗ, и в регионах, наверное, многие вынуждены будут покупать его продукцию. Но от роста числа заказов вряд ли улучшится качество. Скорее всего, увеличатся цены».
Вывод: закон, который может не сработать
По мнению Гращенкова, ни регионы, ни федеральный центр не готовы к реализации такой реформы. Водители — тем более. А значит, вероятность массового саботажа и ухода такси в тень — крайне высока.
«Надеюсь, что либо этот закон будет вообще отменён (что, конечно, вряд ли, раз он всё-таки принят), либо будет сдвинут срок или расширен список, что сделает закон не настолько ущербным», — подытожил эксперт.
Пока же складывается впечатление, что реформа может привести не к модернизации отрасли, а к откату назад. И вместо “комфорт+” — получится “дискомфорт+”.
Источник: Региональные комментарии / Материал создан при помощи ИИ