Быстро и по делу: на ЕГЭ-2025 жалобы будут принимать через платформу обратной связи

С помощью новой платформы для обратной связи участники ЕГЭ-2025 смогут быстро сообщать о нарушениях в проведении экзамена — напрямую в Рособрнадзор, минуя сложную процедуру апелляции. Нововведение призвано ускорить реагирование на инциденты и сделать систему более открытой. «Общая газета Ленинградской области» собрала всё, что нужно знать о нововведении.
Что изменилось?
До этого года единственный официальный путь пожаловаться на нарушения во время ЕГЭ — это подача апелляции. Причём сделать это нужно было строго в момент экзамена, не покидая ППЭ (пункта проведения экзамена). Ученик должен был подойти к члену экзаменационной комиссии, заполнить заявление по форме, дождаться разбирательства и решения конфликтной комиссии, которое могло занять до двух дней. Даже если видеозаписи и свидетельства подтверждали нарушение, пересдать экзамен можно было только в резервные дни.
С 2025 года всё станет проще. На совещании по готовности к экзаменационной кампании под председательством зампреда правительства РФ Дмитрия Чернышенко было объявлено: в пунктах проведения экзаменов появятся QR-коды, по которым можно будет подать жалобу напрямую через Платформу обратной связи на портале «Госуслуги». Вопросы будут поступать сразу сотрудникам Рособрнадзора, а это значит — реагировать на них будут быстрее, без бюрократических задержек.
«Введение QR-кодов для оперативного реагирования на нарушения принято в рамках порядка проведения ЕГЭ», — пояснил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

Почему это важно?
По данным Рособрнадзора, в 2025 году к участию в ЕГЭ зарегистрировано более 712 тысяч человек. Из них более 637 тысяч — это выпускники текущего года. Основной этап ЕГЭ стартует 23 мая, и будет проходить во всех 89 регионах России и в 55 зарубежных странах. Для его проведения задействовано более 300 тысяч специалистов, 6 тысяч медиков и около 40 тысяч общественных наблюдателей.
Процедура в целом давно отработана, и, как подчеркнул Дмитрий Чернышенко, досрочный этап экзаменов прошёл в штатном режиме. Тем не менее, каждый год возникают случаи, когда ученики сталкиваются с техническими или организационными сбоями: неисправный микрофон на аудировании, неполные КИМы, посторонние шумы или ошибки организаторов.
Как подчеркнули в правительстве, это часть цифровой трансформации экзаменационной системы: «Президент Владимир Путин в указе о национальных целях развития поставил целью технологическое лидерство. ЕГЭ — один из примеров качественного использования высоких технологий», — ранее заявлял Дмитрий Чернышенко.

Что об этом думают эксперты?
Ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук считает нововведение правильным шагом:
«Любые системы, которые помогают нам сделать что-то лучше — только за. Всё, чтобы сделать экзамен удобнее, лучше. Организаторы этого экзамена должны знать, что идёт не так. То, что мы видим сами — это одна часть работы, а то, что чувствуют сдающие экзамены — это другая часть. И прекрасно, что будет цифровая платформа, где можно будет пожаловаться, или сказать спасибо», — поделилась Ольга Владимировна с «Общей газетой Ленинградской области»
По словам Ольги Ковальчук, возможность оставить отзыв — это не только про жалобы:
«Конечно, потому что это только кажется, что всё так жёстко организовано, на самом деле — спокойно, доброжелательно».
Важное уточнение: обратная связь через QR-код касается только самой процедуры экзамена, но не его результатов. Если участник не согласен с выставленными баллами, порядок обжалования остается прежним — через апелляцию.
А если всё-таки случится сбой?
Несмотря на отлаженность системы, полностью исключить нештатные ситуации нельзя. Ольга Ковальчук подчёркивает:
«Ну что может пойти не так? Ну свет вдруг вырубится, мало ли… Хотя и этот момент предусмотрен — решаются вопросы резервных генераторов. За последние больше пяти лет нарушений в Ленинградской области не было вообще никаких. Мы по этому показателю идём в топе, в лидерах по России».
Она уверена, что цифровая обратная связь поможет выявлять даже мелкие неполадки:
«Любой экзамен — это сложно, это напряженно. Это стресс для всех — и для учеников, и для школ. Мы, как организаторы, будем только благодарны, если сможем получить обратную связь о том, что было не так».

Как будет работать новая система?
На входе в ППЭ размещается плакат с QR-кодом.
Сканируете код телефоном — переходите на портал «Госуслуги».
Оставляете сообщение: кратко описываете ситуацию — шум, проблемы с оборудованием, поведение организаторов.
Сообщение отправляется напрямую в Рособрнадзор, и специалисты могут оперативно реагировать.
Появление цифровой обратной связи — важный шаг к более честному и открытому проведению экзаменов. Это ещё один инструмент в арсенале прозрачной экзаменационной кампании. Он даст возможность каждому участнику быть услышанным и оперативно устранить неполадки, если они возникнут.
А в условиях, когда стресс и напряжение во время ЕГЭ — норма, такая поддержка может оказаться решающей. Ведь даже самое строгое правило должно сопровождаться доверием и возможностью диалога.