Закон о платформенной экономике: поднимут ли цены на марткетплейсах и когда это произойдет

В апреле 2025 года в Госдуму поступил законопроект «О платформенной экономике». Его цель — упорядочить отношения между маркетплейсами, продавцами и покупателями. Документ уже вызвал немало споров: маркетплейсы говорят о возможном росте цен, государство — о необходимости порядка и безопасности.
О чём закон
Законопроект касается цифровых платформ — в первую очередь Ozon, Wildberries и других крупных игроков онлайн-торговли. Среди ключевых положений: ограничение на изменение условий договоров с продавцами (не чаще одного раза в год), запрет на продажу собственных торговых марок, если в наличии есть аналогичные товары других поставщиков, запрет блокировать партнёров без веской причины и, главное — введение ответственности за достоверность информации о товарах.
Особое внимание уделяется защите потребителя. Как пояснил первый замминистра экономразвития Максим Колесников, платформа должна будет «проверять партнеров через ЕСИА и госреестры, не допускать на площадку непроверенных продавцов и исполнителей услуг», а также следить за достоверностью информации о товарах — особенно в категориях повышенного риска, вроде БАДов, лекарств и медизделий.
Почему беспокоятся маркетплейсы
На фоне законопроекта крупные маркетплейсы выразили опасения. Проект закона вводит жесткие санкции для цифровых платформ. Даже за незначительное нарушение условий — будь то сбой в карточке товара или ошибка в описании — маркетплейс может получить штраф от 500 тысяч до миллиона рублей. Причем сумма не зависит от степени вины или масштаба последствий. За повторное нарушение — вдвое больше.

Для крупных игроков это означает новые риски, а для малых продавцов — потенциальные сложности с выходом на площадку. В условиях высокой ответственности платформы, скорее всего, начнут отказываться от сотрудничества с теми, кто только начинает или не может обеспечить идеальное соответствие требованиям. Как следствие — рост операционных издержек и вероятное повышение тарифов для поставщиков. А это напрямую влияет на цену товара, которую в итоге увидит покупатель.
Экономист Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития, в разговоре с «Общей газетой Ленинградской области» объясняет: «Оценки расходов двух ведущих участников рынка — Ozon и Wildberries — на выполнение требований закона могут увеличиться от 41 до 278 миллиардов рублей. Но это пока оценочные данные. Текст, внесенный в Думу, участники рынка пока не видели».
По его словам, определённый риск увеличения издержек, которые потом перекладываются в цену, существует. Однако делать выводы пока рано: «Есть возможность всё прописать в поправках ко второму чтению. Есть также подзаконные акты, которые расставят акценты. Это займет месяцы. Немедленного роста цен не будет».

Цифры, которые объясняют тревогу
Почему законопроект вызвал такой резонанс именно сейчас? Всё просто: маркетплейсы сегодня — это уже не просто удобный способ купить кроссовки или сковородку. Это огромный рынок с многомиллионной аудиторией и влиянием на всю экономику.
Экономист Никита Масленников приводит такие данные:
«Рынок услуг маркетплейсов сейчас оценивается примерно в 9 триллионов рублей в год. Прирост за прошлый год — 41,1%. С платформами постоянно работают около 380 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, а общий объем занятых — около 3,7 миллиона человек».
По его словам, именно масштаб бизнеса стал причиной того, что государство хочет установить четкие рамки и инструменты контроля — особенно по части цен. «Классическому ритейлу этот рынок уже не уступает, а по ряду показателей — и заметно. Поэтому возникает вопрос о выравнивании условий и цен. Даже если маркетплейсам придётся повышать цены, в идеале они должны просто сравняться с ценами нормального ритейла», — считает эксперт.
Важно понимать: обсуждение законопроекта идёт не только между государством и маркетплейсами. В нём активно участвуют и представители традиционного ритейла. Как отметил Масленников, «многие ассоциации офлайн-торговли ставят вопрос о необходимости регулировать маркетплейсы достаточно жёстко, потому что они занимаются откровенным демпингом».

В этой логике закон должен уравнять условия: если для магазинов действуют одни правила, то и цифровые платформы должны соблюдать те же стандарты.
Он подчеркивает, что рост цен, если и будет, то скорее как краткосрочная реакция — например, на возможные штрафы.
«Если штрафы окажутся достаточно серьезными, первоначально может быть перекладывание этой нагрузки в цены. Но потом всё уравновесится: в дело вступят и антимонопольная служба, и Минэкономразвития, и Минпромторг — у всех есть полномочия регулировать процесс».
Кроме того, Масленников напомнил, что дальнейшие оценки по ценовой ситуации можно будет дать после публикации нового среднесрочного прогноза Центробанка, который ожидается 25 апреля. Тогда станет понятнее, как государство будет балансировать между регулированием и поддержкой роста.
Когда закон вступит в силу и что будет дальше
По данным Минэкономразвития, подготовка законопроекта включала «рассмотрение более 400 страниц предложений», включая те, что поступили от бизнес-сообщества. Сейчас идет этап общественных слушаний. Если закон примут, он вступит в силу с 1 марта 2026 года.
А пока — всё зависит от текста, который депутаты увидят ко второму чтению. Масленников подчёркивает: «Пока вся дискуссия носит мифологический характер. Хотя, конечно, если штрафы окажутся серьезными, возможны краткосрочные скачки цен. Но конечные выводы можно будет делать только к весне 2026 года, когда начнёт складываться правоприменительная практика».