С 1 сентября — по единому расписанию: педагоги обсуждают, как изменится школьная жизнь

С нового учебного года все российские школы перейдут на единое расписание уроков. Как пояснили в Минпросвещения, эта мера направлена на снижение нагрузки, выравнивание образовательных условий в регионах и упрощение перехода школьников между учебными заведениями. Расписание будет составляться с учётом федеральных требований, но каждая школа сможет адаптировать его под свои условия.
Издание «Учительская газета» собрало мнения педагогов со всей страны — от Москвы до Карачаево-Черкесии. Что они думают о нововведении?
Единое расписание — шаг к единой образовательной системе
Многие педагоги подчеркивают, что речь не просто о графике занятий, а о выстраивании единого образовательного пространства.
«Министерство просвещения проводит глобальную работу по созданию единого образовательного пространства среди российских школ и равной доступности качественного образования для школьников страны», — говорит Ольга Денисова, директор гимназии №1 в Оренбурге. Она уверена, что новое расписание создаст «бесшовную связь начальной школы, основного и среднего звена» и поможет выровнять условия для всех школьников.
С ней соглашается Юлия Капалкина, учитель математики из Карачаево-Черкесии: «Такое нововведение позволит укрепить внутреннюю бесшовность образовательного процесса по всей стране, то есть при смене школы или региона школьнику не придется догонять программу или подстраиваться — последовательность и объём тем будет одинаковым».
Татьяна Коваль, заместитель директора школы №38 в Симферополе, добавляет:
«Создание единого образовательного пространства — это единые учебники, подходы к оцениванию и нормированию работ, требования к инфраструктуре… Единое расписание — это совсем не о порядке уроков, а о соблюдении норм нагрузки для каждой возрастной группы, о допустимом времени на выполнение домашних заданий».
Меньше перегрузки — больше жизни вне школы
Одна из главных целей нововведения — снижение нагрузки на школьников. Педагоги видят в этом положительный эффект.
Ольга Денисова подчёркивает: «В первую очередь нововведение благополучно отразится на нагрузке школьника. Она будет единая по всем школам и позволит снизить объем домашних заданий. А значит, современные школьники будут уставать меньше. У ребят появится время на дополнительные занятия и живое общение».
Елена Недбайло, заместитель директора той же гимназии, обращает внимание на баланс: «Нормирование контрольных работ позволит снизить стресс и перегрузку, что должно положительно сказаться на успеваемости и мотивации учеников. Плюс, у детей появится больше времени на хобби и просто отдых, что крайне важно для развития личности».
Порядок и предсказуемость — и для учителей
Педагоги подчеркивают: упорядоченность учебного процесса будет полезна не только детям, но и самим учителям.
По словам Юлии Захаркиной, заместителя директора школы «Феникс» в Москве, «контрольные и проверочные работы теперь будут нормированы — это снизит стрессовую нагрузку на детей и даст им больше возможностей для глубокого освоения материала. Учителя получат более понятные и справедливые условия работы, а значит, смогут уделять больше внимания индивидуальному подходу к каждому ученику».
Вилена Лизяева, учитель математики из Ульяновска, видит в этом практическую пользу: «Единое планирование поможет учителям более эффективно распределять время на изучение различных тем и позволит избежать переутомления учащихся. Это важный шаг к улучшению образовательного процесса. Надеюсь, что это сделает обучение более комфортным, повысит мотивацию детей и их успеваемость».
Главное — реализация на местах
Почти все эксперты подчеркивают: успех нововведения будет зависеть от того, насколько грамотно оно будет реализовано в регионах.
Елена Недбайло считает: «Важно обеспечить школы и учителей необходимыми методическими материалами и поддержкой для эффективной адаптации к новым требованиям. Кроме того, важно продолжать анализ результатов, чтобы оперативно вносить корректировки».
«Надо понимать, что подготовленное единое расписание разработано для каждого варианта федерального учебного плана. Школа может адаптировать его под свои условия, но — в рамках единых требований», - добавляет Юлия Капалкина
Большинство педагогов сходятся во мнении: единое расписание — это не просто про расписание. Это попытка системно перестроить школу так, чтобы и учёба, и жизнь ребёнка стали более предсказуемыми, понятными и гуманными. Но, как и любое новшество, оно потребует времени — и поддержки.
Материал создан при помощи ИИ