Top.Mail.Ru

Вуз — не единственный путь: политолог объясняет, почему молодежь выбирает практику, а не теорию

© Валентин Илюшин / Online47
Практико-ориентированное обучение всё чаще становится для выпускников школ осознанным выбором, а не запасным вариантом

Образование переживает переосмысление на фоне технологического перехода — и речь уже не только о глобальных стратегиях, но и о конкретных изменениях в России. Политолог Глеб Кузнецов в своём комментарии отмечает: «На самом деле, уже сделаны и опубликованы не только прогнозы и стратегии, но и реализуются в том числе и у нас программы по трансформации образования в связи с технологическим переходом».

Он обращает внимание на то, что мировой рынок труда всё яснее показывает: на первом плане — специалисты с практическими навыками. «Согласно World Economic Forum, 14 из 15 наиболее быстро растущих специальностей к 2030 году будут “техническими”. McKinsey предполагает увеличение запроса на технических специалистов на четверть к 2030 году по сравнению с 2020», — пишет Кузнецов. Он также указывает: «Инвестиции в техническое образование не только приносят быструю отдачу, но и обеспечивают рост на протяжении всей профессиональной жизни».

Меняются и образовательные предпочтения самих студентов. «БОльшая доля молодежи в развитых странах сегодня получают практико-ориентированные специальности в ущерб гуманитарным, педагогическим и “офисным” профессиям», — отмечает политолог. Он приводит в пример Германию, где профессиональное обучение имеет высокий социальный престиж, а стартовый разрыв в доходах между выпускниками колледжей и университетов радикально сокращается.

Москва, по его словам, тоже движется в русле этих тенденций. «Увеличение числа бюджетных мест в технических и профессиональных учебных заведениях до 37 тысяч для выпускников 9 классов», — одна из таких новостей. «95% выпускников московских колледжей находят работу по выбранной специальности. В большинстве отраслей выпускники колледжей опережают выпускников вузов по показателям трудоустройства».

Кузнецов подчёркивает: «Речь идет не о принижении роли высшего образования как такового, а о переосмыслении образовательных траекторий». Он называет колледж «прагматичной личной стратегией», а не «путем троечника», добавляя, что колледжи «дают возможность освоения 2–3 профессий за время обучения, что естественно повышает конкурентоспособность выпускников».

Изменения происходят не в вакууме: на фоне трансформации социальной структуры в развитых странах меняется и состав среднего класса. «Средний класс сжимается. Доля упала с 61% до 51% в США и с 65% до 53% в Германии за четверть века», — пишет Кузнецов. Он добавляет: «Глобальный тренд — возникновение нового “ремесленного среднего класса”, состоящего из высококвалифицированных рабочих с доходом выше среднего».

Таким образом, профессиональное образование больше не воспринимается как компромисс. В условиях меняющегося рынка и социальной структуры оно становится логичным и экономически обоснованным выбором, который открывает не меньше возможностей, чем традиционный университет.


Источник: «Актуальные комментарии» / Материал создан при помощи ИИ

Теги: Мнения и аналитика