Top.Mail.Ru

Старшеклассники против буллинга: поможет ли школьное самоуправление в борьбе с травлей

© freepik
Инициатива вызывает интерес, но не все так однозначно, как кажется на первый взгляд

В свете продолжающихся дискуссий о проблеме буллинга в образовательных учреждениях, вице-спикер Госдумы Борис Чернышев предложил учредить в школах должность уполномоченного по борьбе с буллингом, избираемого ежегодно из числа старшеклассников. Депутат аргументирует свою инициативу тем, что подобный институт, успешно зарекомендовавший себя в других странах, позволит школьникам активно бороться с травлей и напрямую влиять на безопасность и психологический комфорт в образовательных учреждениях. Вовлечение старшеклассников в создание более безопасной и поддерживающей школьной среды представляется перспективным направлением.

Международный опыт

Примеры эффективных программ, реализованных в разных странах, наглядно демонстрируют потенциал использования поддержки сверстников и наставничества в борьбе с травлей.

Финский проект KiVa ("хороший" в переводе с финского) представляет собой яркий пример комплексного подхода, в котором поддержка сверстников играет ключевую роль. Эта общенациональная программа, разработанная в 2006-2009 годах, обучает школьников распознавать ситуации травли и эффективно противодействовать ей, используя возможности коллектива. KiVa ставит своей целью улучшение способности детей идентифицировать случаи буллинга и мобилизовать ресурсы группы для прекращения издевательств и снижения уровня виктимизации. Следовательно, работа со сверстниками является одной из центральных тем финской программы.

© freepik

В англоязычных странах, таких как США, Канада и Великобритания, широкое распространение получила программа Peer Mediation. Она обучает старшеклассников навыкам медиации и разрешения конфликтов, позволяя им выступать в роли посредников в спорах между учениками. Медиаторы, не принимая ничью сторону, помогают найти компромиссные решения и предотвратить эскалацию конфликта до стадии буллинга. Действительно, концепция Peer-mediation, зародившаяся в 1960-х годах, акцентирует внимание на том, что учащиеся одного возраста могут эффективно способствовать разрешению конфликтов, возникающих в их среде. Такой подход способствует улучшению школьного климата, обучает учащихся слушать друг друга, самостоятельно разрешать возникающие разногласия, и сокращает количество дисциплинарных мер.

Еще одна известная программа – Olweus Bullying Prevention Program (OBPP), разработанная в Норвегии и впоследствии внедренная в США и многих других странах. OBPP представляет собой многоуровневую и многокомпонентную программу, направленную на уменьшение и предотвращение буллинга в школах. Несмотря на то, что программа включает в себя комплексный подход, она также предполагает активное участие учеников, в том числе старшеклассников, в роли наблюдателей и помощников в разрешении конфликтов. Ден Ольвеус, создатель программы, подчеркивал важность работы в среде сверстников и взаимодействия с учителями как фундамента успешного снижения числа случаев виктимизации подростков.

© freepik

Между энтузиазмом и реализмом: что говорят в школах?

Успех международных инициатив демонстрирует потенциал привлечения старшеклассников к созданию безопасной школьной среды и развитию их лидерских качеств. Однако, несмотря на это, не все эксперты разделяют оптимизм относительно эффективности данного подхода, указывая на возможные риски и ограничения.

Константин Эдуардович Тхостов, директор Петербургского лицея №369, призывает к осторожности и предостерегает от слепого копирования зарубежного опыта:

"У нас многие иностранные опыты пытались применить, но не всегда успешно. Старшеклассники и без того являются наиболее загруженной частью обучающихся. Если мы будем привлекать их к наставничеству, возникает вопрос: кто и когда будет учиться? Наставничество – штука хорошая, но, на мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом: учитель – учить, ученик – учиться, семья – любить и воспитывать, а руководитель образовательной организации – не забывать о своем функционале”.

Директор лицея убежден, что ключевая роль в решении проблем школьной травли должна принадлежать взрослым – педагогам и родителям. "Вмешательство требуется всегда", - заявляет он, особенно акцентируя внимание на ответственности родителей. Тхостов отмечает, что в современных условиях многие родители, к сожалению, уделяют недостаточно внимания своим детям, заменяя живое общение гаджетами и социальными сетями. В связи с этим он призывает родителей быть более бдительными и обращаться за помощью к профессионалам при возникновении каких-либо подозрений на травлю. "Есть сомнения – нужно напрямую обращаться к директору. Именно директор отвечает за всё, что происходит в школе", - подчеркивает он.

© freepik

Тхостов также напоминает, что проблема школьных взаимоотношений не нова, и многое из того, что сегодня называют буллингом, является обычными детскими шалостями, которые со временем проходят. Однако, это не отменяет необходимости своевременного реагирования и нормализации обстановки в классном коллективе.

Вместо возложения ответственности на старшеклассников, Тхостов предлагает сосредоточиться на укреплении роли классных руководителей и школьных психологов, а также на повышении ответственности родителей за воспитание своих детей. По его мнению, именно комплексный подход, основанный на профессионализме педагогов, активном участии родителей и своевременном вмешательстве взрослых в детские конфликты, является наиболее эффективным способом борьбы с буллингом.

Теги: