Top.Mail.Ru

Меньше знаков - больше ясности: Обновленный ГОСТ наведет порядок на дорогах России

© freepik
С 2026 года в России начнет действовать обновленный ГОСТ, который обещает уменьшить визуальный шум и улучшить навигацию

На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии опубликован ГОСТ Р 52289-2019, Изменение №1, который вносит существенные коррективы в организацию дорожного движения. На обновленный ГОСТ обратили внимание в издании "Коммерсантъ". Данный документ является первым крупным пакетом поправок за последние шесть лет, затрагивающим основные нормативные акты, регламентирующие дорожное движение в Российской Федерации. Изменения касаются дорожных знаков, разметки и светофорного регулирования.

Инициатором ряда изменений выступил Центр организации дорожного движения Москвы. В своем телеграм-канале член общественного совета подмосковного Минтранса Андрей Мухортиков отметил, что ожидается сокращение количества знаков, что, по мнению экспертов, позволит снизить визуальную перегруженность дорожной сети и упростить ориентирование для водителей.

Регионы Российской Федерации вправе внедрять новый стандарт уже сейчас, однако обязательным к исполнению он станет с 1 января 2026 года.

Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области проинформировал Общую газету Ленинградской области о том, что при заключении контрактов на установку новых знаков будут учитываться изменения в ГОСТ. Однако для нашего региона подходит только один из новых знаков – СТОП (вертикальный).

«При заключении контрактов на установку новых знаков будут учитываться изменения в ГОСТ. В целом, для Ленобласти подходит только один из новых знаков – СТОП (вертикальный)».

© Росстандарт

Что и зачем переделывают: разбираемся в изменениях

Визуальное обновление знаков позволит улучшить читаемость и соответствие современным требованиям. Расширение функциональности новых знаков и табличек даст возможность более точно информировать участников дорожного движения о различных условиях и ограничениях. В целом, изменения в знаках-указателях направлены на улучшение навигации и ориентирования на дорогах и, как отметил Андрей Мухортиков, для снижение визуального шума на дорогах.

Что касается светофоров, то теперь на левой дополнительной секции можно включать зеленый сигнал только при красном сигнале встречного потока. Это правило уже давно действует в столице, но в регионах встречались случаи включения левой стрелки "на просачивание" под встречный поток, поскольку это не регулировалось ГОСТом. Согласно новым изменениям - это будет исправлено.

Кроме того, применение дополнительной секции на просачивание теперь возможно более широко. Ранее оно допускалось только при соблюдении условий "не более 600 пешеходов и не более 120 машин в час", теперь же добавлена иная комбинация: "не более 600 машин и не более 150 пешеходов в час".

Чтобы знак «Стоп-линия» не перекрывал светофоры и не создавал помех пешеходам, теперь его можно устанавливать в вертикальном исполнении. Также были изменены требования к установке знаков, дублирующих информацию о проезжей части, уточняя, где они могут дублироваться, а где нет, в зависимости от регулируемости переходов.

Новые визуальные оформления знаков "Пешеходная зона" и "Конец пешеходной зоны" также обеспечивают лучшую читаемость и соответствие актуальным стандартам. Добавлены знаки "Начало полосы" и "Конец полосы", а также "Зона с ограничением остановки" и "Конец зоны с ограничением остановки".

Некоторые знаки соединятся в один, например, знак "Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности" обозначит, как безопасно проехать такие участки. Знак "Парковка (парковочное место)" также дополнен изображением, чтобы помочь водителям лучше понять, как правильно парковаться.

© Росстандарт

Кроме этого, на дорогах появятся новые таблички, которые позволят лучше сориентироваться водителям в различных ситуациях:

• "Направление действия": Теперь знак точно покажет, на какую проезжую часть он распространяется.

• "Вид транспортного средства" (такси): Знаки, касающиеся только такси, будут снабжены специальной табличкой.

• "Время действия": Табличка оповестит о действии знака в определенные месяцы года.

• "Глухие пешеходы": Эта табличка будет устанавливаться перед пешеходными переходами, расположенными рядом с объектами, которые посещают глухие и слабослышащие. Она предупредит водителей о возможном появлении пешеходов с нарушением слуха.

• "Влажное, скользкое (обледенелое) покрытие": Погода переменчива, а дорожное покрытие еще больше. Эта табличка поможет водителям быть внимательнее и соблюдать безопасную скорость на скользкой дороге. Она будет применяться совместно со знаками “скользкая дорога”, “обгон запрещен”, “ограничение скорости”, и действовать только в период влажной, заснеженной или обледенелой проезжей части.

• "Без пропуска": Для тех, кому разрешен проезд под "кирпич". Этот знак для информирования о возможности дальнейшего движения в зоне действия запрещающего знака при наличии соответствующего пропуска, выданного органом исполнительной власти.

© Росстандарт
Теги: