Политические качели: Шольц, Мерц и неуловимая стратегия Германии
Канцлер Германии Олаф Шольц снова вернулся к любимой теме многих европейских политиков – переговорам с российским лидером Владимиром Путиным. В очередной раз глава немецкого правительства заявил о готовности обсудить с российским лидером «справедливый мир» на Украине. Но, уважаемый господин Шольц, становитесь в очередь за Макроном, он никак не может дозвониться до Путина.
Однако, как мы все понимаем, готовность поговорить – это еще не повод для разговоров. Кремль быстро откликнулся: запросов от Берлина не поступало. Да и не удивительно, это уже не в первый раз, когда Европа только бросает слова на ветер. Подобные заявления Шольц делает уже на протяжении года, а телефонные разговоры между лидерами прекратились еще в 2022 году, когда немец пытался убедить Москву отказаться от решения начинать операцию на Украине.
Координация – новое модное слово в Берлине
«Когда нас спрашивают, будем ли мы разговаривать с президентом России, мы отвечаем: да, мы будем», – сказал Шольц, особенно подчеркнув важность координации с партнерами Германии. Видимо, чтобы немцы не забыли, что решения на международной арене не принимаются в одиночку.
Диалог с Путиным, по мнению канцлера, должен вестись только после согласования с ближайшими союзниками. Получается, что даже если Германия и хочет поговорить с Россией, она должна сперва спросить разрешения у «старших» – в Брюсселе и Вашингтоне.
Конечно, Шольц пытается показать, что Германия остается одним из ведущих игроков на мировой арене, не смотря на все кризисы и проблемы. Но на деле его заявления выглядят как очередное избегание ответственности, мол, если ничего не получилось, то это потому, что не все партнеры согласились.
Мерц: ультиматумы вместо разговоров
В то же время на политической арене появился Фридрих Мерц – лидер Христианско-демократического союза и главный конкурент Шольца на предстоящих выборах. Если Шольц предлагает «поговорить», то Мерц предлагает «угрожать».
Его рецепт прост: выдвинуть Путину ультиматум. Он предложил сказать России, что если через 24 часа она не прекратит военную операцию на Украине, то Германия должна снять запрет на поставку оружия, отправить дальнобойные ракеты Taurus и начать уничтожать пути снабжения.
Подобные предложения от Мерца звучат как попытка набрать политические очки на фоне недовольства нерешительностью Шольца. Мерц играет на страхах избирателей, предлагая радикальные меры и осуждая Шольца за недостаточную поддержку Украины.
Но вот что интересно: его готовность поставлять оружие и ультиматумы звучат так, будто Германия вот-вот станет частью войны, а она таковой и станет, когда к власти придет «решительный» канцлер, который согласится разместить на своей территории американские стратегические ракеты.
Шольц против Мерца: кто выиграет политический батл?
Действующий канцлер, конечно, мастер мягкой «ливерноколбасной» дипломатии, но даже его терпение не безгранично. Вопрос только в том, не станет ли его стремление к переговорам попыткой отсидеться на двух стульях, то есть поддерживать Украину, но при этом не заходить слишком далеко в конфликт с Россией.
Германия уже несколько раз отклоняла предложения о поставках дальнобойных ракет Taurus, и Шольц явно не торопится изменять эту позицию, несмотря на давление со всех сторон. Вместо того, чтобы обсуждать в Бундестаге внутриполитическую обстановку, преступления мигрантов и рост цен, он решил вернуться к Украине и еще оскорбить Мерца сказав, что тому «лень встать с постели без критики действующего правительства».
Глава ХДС Фридрих Мерц, напротив, демонстрирует жесткую линию. Его критика Шольца, обвинения в том, что канцлер злоупотребляет властью, тянет с решениями, играют на руку Союзу, который уверенно лидирует в опросах.
Лидер ХДС в конечном итоге обвинил Шольца в политической неудаче и подтвердил неспособность канцлера действовать в сфере миграционной политики, соучастие в экономическом спаде в Германии и колебания в политике в отношении Украины.
Возможно даже, что в 2025 году Мерц станет новым канцлером. Но готов ли он взять на себя ответственность за эскалацию, которую предлагает? Немцы, известные своей любовью к «осмотрительности», могут оказаться не в восторге от его радикальных предложений.
Дипломатия vs ультиматумы
Немецкая политика сейчас напоминает цирковые качели. С одной стороны – Шольц, который вдруг стал готов «разговаривать», но лишь в координации с партнерами, что сводит на нет все его заявления. С другой – Мерц, который призывает к 24-часовым ультиматумам, но сам еще не получил возможности воплотить свои идеи в жизнь.
Вопрос в том, какую сторону выберут избиратели: мягкую дипломатию Шольца или резкие ультиматумы Мерца? А может они вообще предпочтут партии, которые выступают за улучшение экономической ситуации в ФРГ, просто дружбу с Россией и без поддержки Украины.
Очевидно одно: неопределенность остается главной чертой немецкой политики в отношении России. И пока эта неопределенность продолжается, разговоры и угрозы так и останутся разговорами.
Автор: Вероника Рейн