Расследование подрыва «Северных потоков» может ускорить раскол в Европе
Бизнес-аналитик Глеб Простаков в статье для издания «Взгляд» пишет, что история с подрывом газопроводом «Северный поток» становится все более запутанной. Недавние публикации в немецких СМИ с именами подозреваемых появились не случайно.
Профессиональный дайвер из Киева Владимир Журавлев и его сообщники – Светлана и Евгений Успенские – могут быть частью большой геополитической игры, разворачивающейся на атлантическом, европейском и внутриукраинском фронтах.
Согласно данным Die Zeit, Süddeutsche Zeitung и ARD, немецкая прокуратура выдала ордер на арест Журавлева еще в июне и уведомила об этом Польшу, где он находился. Однако в июле Журавлев покинул Польшу, направившись на Украину, и польские власти сообщили Германии о невозможности его задержания. Этот факт вызвал негласное возмущение Берлина.
Напряжение между странами стало очевидным после заявления польского премьера Дональда Туска в социальной сети X, где он призвал всех инициаторов и сторонников «Северного потока» извиниться и замолчать. В Германии слова Туска были восприняты серьезно, но официальной реакции не последовало.
Немцы предпочли не выносить сор из избы. Схожая ситуация произошла и в отношениях России с Эстонией, когда последняя отказалась сотрудничать в поиске предполагаемой убийцы Дарьи Дугиной, пересекшей границу между странами.
Американская пресса также быстро отреагировала на развитие событий. The Wall Street Journal представила версию, согласно которой три дайвера, профинансированные неназванными украинскими бизнесменами, решили взорвать крупный инфраструктурный объект.
Однако эта версия встретила скепсис в обществе, и для придания ей достоверности были добавлены детали: операция готовилась под руководством украинского главкома Валерия Залужного, но, несмотря на предупреждение ЦРУ, он продолжил её реализацию.
Американская версия направлена на то, чтобы снять подозрения с США, отмечает Простаков. Виновными выставлены украинские исполнители, включая Залужного, который сейчас является послом Украины в Великобритании. Эта версия также выгодна администрации Зеленского, так как Залужный считается потенциальным конкурентом на будущих украинских выборах.
Однако, наибольший интерес вызывает конфликт между Германией и Польшей. Подрыв «Северных потоков» был выгоден Польше, стремящейся стать новым газовым хабом Европы, принимая и распределяя американский СПГ.
Ранее эту роль выполняли Германия и Австрия. Польша также является важным проводником американской политики в ЕС и реципиентом грантов от Евросоюза, где главным донором выступает Германия, пишет автор.
Вопрос, почему Германия вдруг решила раскрыть имена исполнителей, остается открытым. Если бы целью было закрытие расследования, можно было бы поступить, как Швеция и Дания – прекратить его без объяснений. Но Германия пошла другим путем.
Возможно, в стране набирают силу национально ориентированные группы, которые требуют учитывать интересы Германии. Именно это могло стать причиной снижения военной помощи Украине. Для оправдания такого шага нужны веские аргументы, например, доказательства причастности Украины к подрыву трубопроводов, что сильно ударило по германской экономике.
Если Германия начнет тяготеть к консервативным силам Европы, таким как правительство Орбана и Фицо, это может ускорить выход США из Европы, предсказанный некоторыми аналитиками. В центре этого процесса останется история с «Северными потоками».