Такси в серой зоне: эксперты объясняют, почему закон о такси не работает
Такси стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни: сегодня вызвать машину через приложение для поездки в магазин – это так просто, что даже не верится, что еще 10 лет назад надо было позвонить в диспетчерскую.
Однако с ростом популярности такси, регулирующие меры стали всё более жёсткими. В стремлении обеспечить баланс между качеством услуг и безопасностью пассажиров, государство рискует загнать водителей в «серую зону», считает политолог Илья Гращенков.
Недавнее письмо от руководителя общественного объединения самозанятых Игоря Жмакина премьер-министру Михаилу Мишустину обостряет проблему, указывая на несовместимость двух моделей работы в такси:
Таксопарки и мигранты: Многие мигранты работают в такси, арендуя автомобили у таксопарков. Это для них один из самых простых и доступных способов заработка, требующий лишь водительского удостоверения.
Самозанятые с личными авто: Граждане России, использующие свои машины для подработки в такси, находятся в менее защищённом положении. Для них эта работа – либо основной заработок, либо способ пополнения бюджета.
Закон о такси уравнял в обязанностях обе модели, не учитывая их различия. Действующий закон, созданный на благо граждан, де-факто работает только в интересах большого числа мигрантов.
Теперь самозанятым водителям, чтобы соответствовать новым требованиям, нужно оплачивать дорогие полисы ОСАГО, перекрашивать автомобили в установленный цвет, проходить дважды в день медосмотр и ежедневно техосмотр. Эти условия оказались непосильными для большинства, что привело к массовому уходу в «серую зону».
По данным, из более чем 600 тысяч официально зарегистрированных самозанятых таксистов только 20 тыс. смогли выполнить все требования закона. Остальные, опасаясь штрафов, продолжают работать нелегально. В итоге, вместо того чтобы вывести таксистов из тени, закон фактически загнал их туда ещё глубже.
Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в июле 2024 года, 77% россиян считают, что закон о такси не соответствует реальным экономическим условиям, а 72% готовы работать неофициально, если не смогут выполнить его требования.
Это явно не то, к чему стремилось правительство Мишустина. Введение избыточных требований, таких как двухразовые осмотры и ежедневные техосмотры, требует пересмотра, чтобы привести закон в соответствие со здравым смыслом.
Автор – Вероника Рейн.