Порядку на мусорном рынке Ленобласти быть: кому ударит по карману региональный закон об обращении с отходами
В следующий понедельник региональные парламентарии решительно настроены принять областной закон «Об обращении с отходами». Об этом давно твердили экологи, гражданские активисты и представители органов власти на всех уровнях. Единственный вопрос: примут новый «мусорный» документ в первом чтении или во всех трех.
«Закон хороший, очень нужный. Законопроект уже рассмотрен профильной комиссией и утвержден к принятию в первом чтении. Я буду предлагать депутатам принять документ сразу в трех чтениях. В этом случае закон начнет действовать в Ленинградской области с 1 января 2021 года», — отметил в разговоре с Online47 депутат Алексей Ломов.
На 5+ оценил документ и председатель общественного экосовета при губернаторе Ленинградской области Юрий Шевчук.
Деньги налево, мусор направо
На просторах Интернета несколько дней «гуляет» тревожное письмо-обращение некой Ассоциации в сфере экологии «РазДельный Сбор». Обеспокоенность активистов якобы связана с тем, что в областном законе ничего не написано про раздельный сбор мусора и мер по предотвращению образования отходов. Правда, не учли они то, что про раздельный сбор мусора четко говорится в федеральном законе №89—ФЗ.
Тем не менее, активисты «РазДельного Сбора» весьма воинственно настроены именно заставить на уровне областного закона всех без исключения сортировать мусор. При этом все сопутствующие разговоры об экологии – всего лишь ширма, причем очень неуклюжая.
Российский ученый, академик РАН, доктор технических наук Леонид Вайсберг откровенно говорит, что все эти псевдо-экологические движения «За раздельный сбор» - чистое лукавство, это еще если очень мягко:
«В раздельном сборе, конечно, ничего плохого нет. Но и пользы тоже. Раздельный сбор не решает вопросов обращения с отходами в целом. Если посмотреть максимальное содержание так называемых товарных фракций (бумаги, стекла, пластика и т.д.) в общей массе всех отходов – это всего 16-18%. Поэтому, когда мы говорим о технологиях мусоропереработки – это вопрос неотсортированных 80 с лишним процентов отходов. И именно этот вопрос необходимо решать, что сейчас и делают в Ленинградской области. А все эти «РазДельный Сбор» и прочие – это исключительно коммерческие организации, которые бесплатно принимают у населения отсортированные товарные фракции, перепродают его на переработку и тем самым зарабатывают».
Получается, что все организации, занимающиеся раздельным сбором мусора, просто хотят без малейших усилий и затрат продавать мусор и получать свою копейку, а по факту всю работы делают люди и регион. И к слову деньги крутятся немаленькие. По предварительным оценкам, если, например, Петербург и Ленобласть обяжут везде устанавливать контейнеры для раздельного сбора мусора, то двум регионам на это понадобится более 1,5 млрд рублей.
Бизнес и немного политики
Как ни странно, но от региональных депутатов, которые за принятие областного закона «Об обращении с отходами» отбился коммунист Николай Кузьмин. Представляясь председателем постоянной комиссии ЗАКСа по экологии (хотя еще несколько месяцев назад по вполне объективным причинам коллеги по парламенту понизили его до зампреда) Николай Алексеевич активно раздает комментарии в СМИ и критикует законопроект.
И Online47 выяснил почему. Парламентарий не думает об области, он печется о собственном бюджете. Ведь Кузьмин в мусорной теме давно. Более того, его называют теневым игроком мусорного бизнеса. А в тени, как известно, прозрачность и открытость, как и нововведения вроде QR-кодов для мусоровозов, только во вред.
Вряд ли отдельно взятый коммунист сможет остановить механизм, который давно запущен главой региона. Поэтому несмотря на откровенные попытки отдельных заинтересованных сторон саботировать принятие закона об обращении с отходами в Ленинградской области, очевидно, что ни губернатор Александр Дрозденко, ни правительство региона, ни парламентское большинство Заксобрания отступать не собираются. Так что недобросовестным участникам системы обращения с отходами пора уже задуматься о правилах игры.