Top.Mail.Ru

Сталинград предопределил прорыв блокады Ленинграда

75 лет назад, 2 февраля 1943 года, завершилась Сталинградская битва. Итогом великого сражения на Волге стал разгром крупной группировки немецких войск и пленение одного из главных военачальников Третьего Рейха – фельдмаршала Паулюса. От дымящихся руин Сталинграда началось великое наступление Красной Армии на запад.

Победу на Волге в феврале 1943 года отмечали во всем цивилизованном мире – разумеется, исключая страны-союзницы гитлеровской Германии, для которых Сталинград стал символом величайшего поражения. В городах Европы появились улицы и площади, названные в честь Сталинграда. Журналист британской газеты «Daily Telegraph» писал, что части Красной Армии «спасли европейскую культуру, а тем самым, может быть, и нашу Англию».
Тогдашний восторг европейцев понятен: германская армия выглядела непобедимой, Гитлер захватил большую половину Европы, и у многих ее жителей сложилось впечатление, что военной машине Третьего Рейхъа нечего противопоставить, что над всем просвещенным миром сгущается ночь нового варварства, грозящее гибелью мировой культуре. Тем временем далеко на востоке, в заснеженных степях России решалась судьба человечества.

Главная цель – кавказская нефть

Казалось бы, после серии поражений лета 1941 года вооруженные силы СССР должны были прекратить свое существование. Но агрессор недооценил мобилизационные возможности России: взамен разбитых армий на театре военных действий появлялись новые. Тыл неустанно работал на нужды фронта, направляя на передовую оружие и боеприпасы. В отличие от стран Европы Россия сдаваться не собиралась. Впрочем, никакого компромисса с врагом в виде капитуляции на человеческих условиях и быть не могло: велась война на уничтожение, в которой Советскому Союзу можно было или победить или погибнуть.
После успешного контрудара советских войск под Москвой зимой 1941 года немецкое командование временно отказалось от планов захвата столицы СССР и сосредоточилось на других стратегических целях. На севере продолжились попытки уничтожить Ленинград, на юге – захватить нефтяные месторождения Кавказа. Отобрав у Сталина скважины Баку, Майкопа и Грозного, Гитлер намеревался убить сразу двух зайцев: обеспечить Германию ресурсами и нанести сокрушительный удар по экономике Советского Союза.
Важной частью глобального плана германского командования стал поход на Волгу с целью не только перерезать крупнейшую водную артерию, связывавшую европейскую часть страны со Средней Азией и Закавказьем, но и обезопасить левый фланг группирповки, наступавшей на Кавказ. Кроме того, захват большого города на Волге, носившего имя Сталина рассматривался Гитлером как символический акт.
Крупномасштабное наступление вермахта на юге началось в июне 1942 года. Казалось, снова повторяется кошмар 1941 года: советские армии отступали, теряли живую силу и технику. Немцы уверенно продвигались на восток, форсировали Дон, полностью оккупировали Донбасс. В июле группа армий «Юг» разделилась: одна часть (группа «А») двинулась на Кавказ, другая (группа «Б») – на Волгу. Основу группы «Б» составляла 400-тысячная 6-я полевая и 4-я танковая армии. Для прикрытия флангов в состав наступающей группы армий были включены итальянские, румынские и венгерские части. Многочисленному врагу противостоял Сталинградский фронт, собранный из резервных частей и курсантов военных училищ.

Раскалённая земля

Сталинградская битва началась 17 июля. В планах командующего 6-й армией, участника создания плана «Барбаросса» Фридриха Паулюса была реализация классической схемы – отсечь противника от Сталинграда, окружить и уничтожить его. Господство люфтваффе в воздухе над донскими степями и стремительное продвижение немецких танковых клиньев обещало скорую победу. Однако русские оказывали ожесточенное сопротивление, отчаянно контратаковали. Тем не менее, силы были неравны. 8 августа 62-я советская армия попала в окружение западнее Дона. Остальным отступающим частям пришлось форсировать реку под постоянным артиллерийским обстрелом. Измученные жарой и жаждой бойцы 62-й армии яростно пробивались на восток, но вырваться из окружения удалось лишь немногим.
Тем временем в наступление перешла 4-я танковая армия Германа Гота – одного из лучших танковых генералов Гитлера. Немецкие «панцеры» попытались совершить бросок к Сталинграду и выйти в тыл советским частям. Но наши танкисты упредили бронированный удар, не дав отсечь пехоту. Яростные танковые контратаки вели к большим потерям с нашей стороны, но вражеский план был сорван.
В Сталинграде тем временем в бешеном темпе работали военные заводы, отправляя на фронт танки и боеприпасы. Началась запоздалая эвакуация, гражданское население спешно переправлялось на другую сторону Волги, но фронт было уже совсем близко, а оборудование предприятий и десятки тысяч людей оставались на западном берегу. Тем чудовищнее выглядит массированная бомбардировка города немецкой авиацией 23 августа, входившая в гитлеровский план «заблаговременного разрушения» Сталинграда. Более тысячи самолетов «отработало» по всей площади города, из-за зажигательных бомб Сталинград запылал практически целиком. Особенно жарко горели склады с топливом.
Тем, кто успел сесть на суда, повезло не больше. Транспорты с гражданскими и санитарные пароходы немцы расстреливали с самолетов, били по ним из артиллерии. Так, из семисот пассажиров парохода «Композитор Бородин» более четырехсот человек погибли после обстрела.
Девушки-зенитчицы сделали все, что могли, но остановить армаду вражеских самолетов не смогли. Тем более что к городу вплотную подошли немецкие танки, и уцелевшие зенитные орудия были повернуты против них. В неравном бою зенитные батареи были уничтожены, но на подступах к городу на «панцеры» в самоубийственном порыве снова двинулись наши немногочисленные танки – экипажи пошли на верную смерть, но остановили продвижение вражеской бронетехники. Это позволило остаткам 62-й армии войти в город – вернее, в то, что от него осталось. План по захвату руин Сталинграда с ходу был сорван. Немцами предстояли бои в городе – пожалуй, самый сложный вид военных действий.

Атака горящих людей

12 сентября то, что осталось от 62-й армии, возглавил генерал Василий Чуйков, только что вернувшийся из Китая, где он был военным атташе. Чуйков всеми силами рвался в бой, засыпая начальство рапортами о переводе в действующую армию. Самой судьбой ему была уготована роль спасителя фронта, хотя спасать по большому счету было нечего.
На захват Сталинграда германское командование отводило десять дней. Перед штурмом советские позиции в жилых массивах долго утюжила немецкая артиллерия. После ураганного обстрела немецкая пехота овладела Мамаевым курганом. 62-я армия оказалась отрезана от располагавшейся на южном краю фронта 64-й армии под командованием генерала Михаила Шумилова. На помощь сражающимся армиям Ставкой была направлен свежий резерв – 13-я гвардейская дивизия генерала Александра Родимцева. Переправившись ночью через Волгу ее бойцы немедленно вступили в бой.
Вскоре битва за Сталинград распалась на множество локальных боев – сражения шли буквально за каждый дом. Собственно, линии фронта не существовало, она разбилась на многочисленные опорные пункты – как, например, знаменитый дом сержанта Павлова. Главной боевой единицей стали штурмовые группы – небольшие формирования из хорошо вооруженных солдат. Широко использовались огнеметы. Огромную роль стали играть снайперы, ставшие символом Сталингрсдккой битвы.
Русские пытались отбить Мамаев курган, одновременно шли жестокие бои за элеватор. Закрепившиеся там солдаты оборонялись до последнего патрона, застрелив немецкого офицера, пришедшего требовать капитуляции.
В эти дни имел место эпизод, показанный в фильме Федора Бондарчука «Сталинград» и подробно описанный снайпером Василием Зайцевым: «Заметив скопление нашей пехоты у бензобазы, фашисты открыли массированный минометно-артиллерийский огонь. Потом полетели бомбы с пикировщиков. Над базой взметнулось пламя, начали рваться бензобаки, загорелась земля. Над цепями атакующих моряков с оглушительным ревом метались гигантские языки пламени. Все охвачено огнем. Еще минута — и мы превратимся в угли, в головешки...
— Вперёд! Вперёд!
Охваченные огнём солдаты и матросы на ходу срывали с себя горящую одежду, но не бросали оружия. Атака голых горящих людей... Что подумали о нас в этот момент фашисты — не знаю. Быть может, они приняли нас за чертей или за святых, коих и огонь не берет, и потому бежали без оглядки. Мы вышибли их из поселка, прилегающего к бензобазе...»
Попытки с боем занять Сталинград предпринимались немцами неоднократно. На протяжении трех месяцев немецкое командование начинало один штурм за другим. Огромная немецкая армия была прикована к дымящимся руинам города. Вводя в город танки, германское командование всякий раз натыкалось на хорошо организованную противотанковую оборону и теряло большое количество бронетехники. По «панцерам» били из засад орудия и противотанковые ружья, из окон в них летели гранаты и «коктейли Молотова», под гусеницами взрывались заложенные саперами мины. Так в каменной ловушке погибли две немецкие танковые дивизии.
Но, несмотря на потери, к ноябрю немцам все-таки удалось прижать русских к берегу Волги. Попытки советского командования деблокировать город ударами извне, близ местечка Котлубань привели к большим неоправданным потерям. Положение казалось безнадежным.

Неистовый «Уран»

Тем временем в Ставке Верховного Главнокомандования созрел план, которому суждено было не только отбить Сталинград, но и уничтожить всю группировку вражеских войск на Волге. Фронт в степях между Доном и Волгой представлял собой огромный клин, воткнувшийся в волжский берег. Растянутый на сотни километров, фронт был весьма неоднороден. Если его острие составляли боеспособные немецкие части, то на флангах, в степях стояли менее опытные и не слишком дисциплинированные итальянские, румынские и венгерские формирования, в отличие от заидеологизированного вермахта обладавшие сравнительно невысоким боевым духом. Элементарная стратегическая логика подсказывала: необходимо ударить по флангам и посадить Паулюса в «мешок». На практике задача была архисложной: нужно было решить проблему массовой переброски живой силы и техники и снабжения войск провизией, топливом и боеприпасами в голых заснеженных степях. План, главными авторами которого стали начальник Генерального штаба Василевский, полковник Оперативного управления Генерального штаба Потапов и генерал Жуков, получил название «Уран». Согласно плану, ударные группировки советских войск должны были встретиться в районе населенного пункта Калач-на-Дону.
Удар был нанесен как нельзя вовремя: основные боеспособные части Германии были прикованы к Сталинграду и порядком потрепаны в изматывающих уличных боях. Обещанная Гитлером подмога была еще в пути.
Утром 19 ноября 1942 года в снежной тишине взревели моторы советских танков – наступление началось. Генерал Ватутин ударил с севера – ударил столь мощно, что румынско-немецкая оборона рухнула практически мгновенно. Попытки контратаковать силами танкового корпуса не увенчались успехом. Его командир, с остатками своей части прорвавшийся на запад, впоследствии оправдывался, что проводку в его танках, якобы, погрызли мыши, из-за чего машины не смогли двинуться в бой. Как бы то ни было, Гитлер не внял этим объяснениям и горе-военачальника уволил.
В результате первого удара вокруг занятой румынами станицы Распопинской образовался котел, который вскоре был «зачищен». По степным дорогам потянулись первые колонны пленных. Одновременно советские танковые соединения шли на юг, громя немецкие тылы.
Впереди был Дон, который нужно было быстро форсировать – иначе вся операция оказалась бы под угрозой срыва. Главная сложность заключалась в захвате моста и сохранении его невредимым. Операция была поручена командиру танковой бригады подполковнику Филиппову, который пошел на военную хитрость: несколько трофейных машин с включенными фарами прошли по переправе и, принятые немцами за своих, расстреляли охрану моста в упор. Мост остался цел. По нему на другой берег переправились русские танки.
Одновременно шло наступление с юга. 23 ноября 1942 года северная и южная ударные группировки советских войск встретились в районе Калача-на-Дону – в соответствии с планом операции. Кольцо окружения вокруг 6-й армии было замкнуто и начало сжиматься. В тылах немцев началась паника и неразбериха, на степных дорогах образовались пробки.

В «Сталинградском котле»

В сталинградском «котле» оказалось двадцать немецких и две румынских дивизии – всего 284 тысячи человек.
Паулюс был отнюдь не глуп и быстро оценил ситуацию. Спасти положение можно было только пойдя на прорыв – иначе армию ждала жестокая блокада в условиях русской зимы. Однако Гитлер разрешение на прорыв не дал, приказав держаться и ждать помощи. С окруженной группировкой было решено наладить «воздушный мост» силами люфтваффе.
Тем временем русские укрепляли и расширяли стенки «котла», готовясь к возможному деблокирующему удару. И удар последовал. Миссия по спасению Паулюса выпала генералу Манштейну, возглавившему группу армий «Дон», основу которой составляла мощная танковая группировка. Реализация плана «Зимняя гроза» началась 12 декабря – и вполне успешно. Танки Манштейна стремительно продвигались к блокированной армии Паулюса, разбивая одну советскую часть за другой. Расстояние между немецкими армиями стремительно сокращалось. Но русские ударили по флангам группировки Манштейна, и прославленный маршал должен был свернуть операцию и отступить.
Тем временем войска Ватутина, приступившие к операции «Малый Сатурн», громили итальянские и румынские части. В ходе дерзкого рейда наших танкистов был полностью уничтожен крупный вражеский аэродром. Танки расстреляли в упор и раздавили гусеницами 300 немецких самолетов, захватили горючее и отступили к своим. В снабжении «котла» образовалась огромная логистическая прореха. Окруженная группировка Паулюса была обречена. Начался голод, под нож были пущены лошади. Окруженцы дрались за возможность попасть на борт улетающих на «большую землю» самолетов, вывозивших преимущественно раненых.

Русские у дверей!

8 января нового 1943 года в штаб Паулюса отправились парламентеры с ультиматумом о капитуляции. Немцы ответили отказом, и 10 января началось наступление. Вскоре был захвачен основной аэродром «Питомник», хлипкий «воздушный мост» рухнул. Немцы начали массово сдаваться в плен. В конце января атакующие вошли в Сталинград.
Гитлер был в ярости. Пытаясь спасти остатки репутации, он приказал произвести Паулюса в фельдмаршалы. «Мессидж» этого решения был очевиден: Паулюсу предписывалось покончить с собой, ведь не было еще случая в истории Германии, когда немецкий фельдмаршал сдавался в плен в боевой обстановке. Но Паулюс предпочел жизнь. Из подвала универмага на площадь Павших Борцов Революции, где находился его штаб, он отправил в Берлин последнюю телеграмму: «У дверей русский».
Сведения о пленении Паулюса и его штаба противоречивы. Есть свидетельство, что первым к штабу Паулюса подошел фельдмаршала старший лейтенант Федор Ильченко со своей разведгруппой – он и стал парламентером. Согласно другой версии судьба пленить фельдмаршала выпала полковнику Леониду Винокуру. В наградном листе, подписанном командующим 64-й армией генерал-лейтенантом Михаилом Шумиловым, эта история описывается так (стилистика документа сохранена): «Узнав, что генерал-фельдмаршал Паулис и его штаб 6 армии находится в здании центрального универмага, он в ожесточенном бою с немцами добился полного их окружения, всю боевую технику (пулеметы, пушки, минометы и т.д.) навел на это здание, а сам лично, пренебрегая явной опасностью для жизни, несмотря на усиленную охрану штаба 6 немецкой армии и генерал-фельдмаршала Паулиса, ворвался в здание, бесцеремонно потребовал от генерал-фельдмаршала Паулиса сложить оружие и немедленно сдаться в плен. Несмотря на то, что все офицеры штаба 6 немецкой армии были вооружены, они были смущены таким дерзким поступком тов. Винокур и были вынуждены приступить к переговорам о сдаче в плен».
Паулюс сдался 31 января, а 2 февраля был ликвидирован последний очаг сопротивления. Сталинградская битва завершилась. Ее итогом стало пленение более 90 тысяч солдат и офицеров, 24 генералов и одного фельдмаршала. Безвозвратные потери Третьего Рейха и его союзников в Сталинградской битве составили более полумиллиона человек.
Значение победы на Волге огромно. Главным итогом битвы под Сталинградом стал перехват советским командованием стратегической инициативы. Теперь мы били, а немцы защищались. Теперь мы наступали, а враг отходил. За «Ураном» последовала серия блестящих наступательных операций Красной армии, загонявшей противника в очередные «котлы». Гитлеру пришлось отказаться от планов по захвату нефтяных месторождений и спешно отводить войска с Кавказа.
Сосредоточив основные силы на Сталинграде, германское командование упустило из виду ситуацию под Ленинградом, где в январе 1943 года состоялся прорыв блокады. В ходе наступления на запад русские взяли Курск. Впереди была Курская битва, победа в которой будет означать коренной перелом в войне.

Теги: