Top.Mail.Ru

И клубни лучше, и глазки мельче

В уходящем 2017-м было много заметных героев. Один из них – селекционер Надим Гаджиев. Он стал лауреатом премии губернатора за разработку 17 сортов картофеля на базе Ленинградского НИИСХ «Белогорка» в Гатчинском районе. Чем отечественные сорта картофеля выгодно отличаются от иностранных? Как бороться с паразиткой (а, точнее, паразитом) нематодой? И что нужно предпринять для сохранения селекционной науки? Об этом учёный рассказал «Общей газете».

— Как долго вы работали над новыми сортами и чем они отличаются от других?

— Работал 40 лет. Все сорта – разные. Как люди. У них разные характеристики, качества. Наши сорта кроме урожайности отличаются устойчивостью к заболеваниям и вредителям: этого мы достигаем, используя в работе дикие сорта картофеля. Например, есть паразит – картофельная нематода. И нами создано семь сортов, устойчивых к этому вредителю. Другим способом с ним просто бороться невозможно!

Есть определённый вид нематоды, который водится только в Европе: из соседних территорий – в Финляндии. Встречается и в Белоруссии. А вот у нас, в России, к счастью, ещё до сих пор не было этой нематоды. Но семенной материал многих сортов всё-таки привозят из Европы. И мы думаем, что нематоду тоже наверняка завезли. Нам, селекционерам, заранее нужно быть готовым к этому. Поэтому уже сейчас есть устойчивые сорта – на будущее. Идём на опережение.

— Чем отечественные сорта отличаются от иностранных?

– Раньше мы уступали иностранным сортам по форме, разнообразию окрасок: был у них и красный, и розовый, и синий картофель. Теперь все эти проблемы в отставании от зарубежных сортов устранены. И форма у наших клубней хорошая, и глазки мелкие, и отличные вкусовые качества сохраняются. Российскими селекционерами создаются сорта различной мякоти. Некоторые, что интересно, содержат антиоксиданты.

По сути, иностранные сорта – не конкуренты отечественным. Те, что были созданы здесь – они беспроигрышные, специально для наших условий. Голландия, Германия, Франция – это всё маленькие страны. И климатические условия там, за границей, разве можно сравнивать с нашими, в России – этой громадине? А ты попробуй создавать сорт, который можно было бы сеять по всей стране.

У нас есть сорт «Невский» – «идёт» по всей России до сих пор [сорт выводился в 70-80-е годы на базе Ленинградского НИИСХ «Белогорка», автор – Осипова Е.А.]. Уникальный, замечательный сорт! И сейчас мы можем создавать не хуже.

— Какие у российских селекционеров проблемы?

— Я бы не сказал, что у нас есть какие-то нерешённые проблемы по картофелю. Они почти все устранены! Единственное, отечественные сорта надо рекламировать и распространять, повернуться лицом к собственным селекционерам, учёным и производителям. И поддержать их. На протяжении 20-30 лет поддержки от государства, амортизации техники не было. Техническая база была нулевая, а зарплата у учёных – низкая.

Селекция – такая наука, которой необходима беспрерывность. Занимаешься этим, и бросить, по сути дела, просто невозможно. Сорта – это наши дети. Да и, кроме того, если ты настоящий учёный, то в первую очередь не о деньгах думаешь. Когда только начинали заниматься наукой, рассуждали о другом. Для нас было неважно, есть ли зарплата или нет. Были времена, когда по три года выплаты не получали! Но главное, что мы всё удержали. Сохранили селекционную науку. А уровень создания сортов у нас нисколько не ниже, чем у импортных коллег.

— Какое будущее у российской селекционной науки?

— На будущее – каждый год мы можем создавать конкурентоспособные сорта. Единственное, что надо делать – укрепить ещё немного материально-техническую базу. Мы уже не молодые, всем нам около 70. А ведь нужно ещё готовить себе замену! А это не один-два года – лет 10-15.

Только представьте: иностранные сорта займут всю территорию России. Значит, наши селекционеры будут не нужны? Как только такой момент наступит, для нас «взвинтят» цены в 5-7 раз. Хотя пока иностранцы недорого возят свои сорта. А нам деваться будет некуда. Даже страшно представить! Государство у нас серьёзное, мы должны и можем иметь всё своё. Главное, чтобы было достаточное количество учёных, готовых создавать новые сорта.

Для ОБЩЕГО понимания

Гаджиев Надим Махиш оглы – один из создателей таких сортов, как «Чародей», «Чароит», «Даная», «Очарование», «Оредежский», «Русская красавица»,  «Сказка», «Снегирь» и «Весна белая». Работает вместе с Лебедевой Верой Александровной.

Теги: