Top.Mail.Ru

Без оглядки на поддержку

Президент России Владимир Путин объявил 2018-ый годом волонтёрства. Добровольческое движение в России вообще и в Ленинградской области – в частности – на подъёме. Психолог, консультант в области приёмного родительства и один из координаторов движения «Мусора.Больше.Нет» Анжела ПИАЖЕ утверждает: это – признак благополучия, потому что в кризис «не до объединения». О психологических мотивах волонтёрства и соотнесении добровольной помощи с профессиональной – государственной – читайте в интервью «Общей газете».

– Каков главный – по оценкам психологов – мотив у людей, которые становятся волонтёрами?

– Согласно исследованиям, есть несколько основных мотивов к участию в добровольческих проектах. Это стремление найти новый круг общения, приобрести новые и реализовать уже имеющиеся навыки.

– Есть ли разница в том, почему люди начинают добровольно помогать другим или заниматься иными «бесплатными делами», в России и на Западе?

– Думаю, что не особо отличается. На Западе, я предполагаю, может быть более выражен мотив социальной нагрузки и заработка последующих плюсов. То есть запись о том, что ты волонтёр, упоминается в резюме, считается необходимой для ряда стипендий и т.п. У нас пока нет такой чёткой взаимосвязи, потому что институт добровольчества только зарождается и крепнет.

– Есть мнение, что волонтёрам приходится брать на себя часть государственных функций – уборка территории, помощь социально обездоленным – потому, что государство не справляется со своей работой. То есть это – вынужденная мера, компенсация недоработок. Есть ли в э том утверждении доля правды?

– Нет, волонтёры – это не замена государственного аппарата. Это о другом. Это определённая доля проактивных людей в обществе, указывающих на уровень гражданского развития. Это нормально и правильно с точки зрения устойчивого развития общества, когда люди активно включаются в решение актуальных задач. Просто есть такие задачи, которые не в состоянии решить только чиновники. Волонтёры – это посредники между государственным аппаратом и просто людьми, некие инициативные единицы, которые налаживают связь. Кто хочет заниматься политикой, ей и занимается. А кому-то глубоко неинтересны политические процессы, зато интересны котики. Морские котики.
Социальная активность граждан и должна канализироваться адекватными способами. В любом случае, это указывает на наличие определённого ресурса у людей, и это прекрасно. Статистика в данном случае не врёт: чем более благополучно общество, тем больше в нём людей, включённых в разнообразные добровольческие проекты. И напротив, чем кризиснее ситуация в стране, тем меньше волонтёров, каждый начинает выживать индивидуально. Тут, видимо, не до объединения.

– Чего волонтёр может ждать от «профильного» года?

– Честно говоря, ничего для себя особенного. Волонтёры – это те люди, которые не ждут, а делают, как правило. В этом и суть волонтёрства: добровольное действие, без оглядки на поддержку.

Теги: