Между стеллажей
В каждой без исключения областной школе работает своя библиотека. Все они находятся в очень разном состоянии. Тихвинский лицей №7, например, закупает новинки два раза в год. Как проинформировала «Общую газету» директор школы Татьяна Свиридова, по состоянию на февраль прошлого года библиотечный фонд составил 25 585 экземпляров. Из них только 4 050 — это учебные пособия, а 8 тысяч — художественная литература Ещё 235 справочников, остальные — большая часть — учебники.
Всего в Ленинградской области, по итогам мониторинга, в прошлом году закуплено 519 083 учебников на 30 712 674,13 рублей. Лучшими по приобретению учебников стали Гатчинский, Всеволожский, Выборгский районы. Всеволожский район больше всего использовал средства из муниципального бюджета. Также к этому прибегли Гатчинский и Киришский районы, а также Сосновый Бор.
За учебный год школы купили 28 690 экземпляров дополнительной литературы — художественной, классической, энциклопедической — на 8 595 620 рублей.
Лучше всего доплитература закупалась во Всеволожском, Волховском, Приозерском и Лодейнопольском районах. Отметим, опять же, Всеволожский район, где средства на литературу брались не только из регионального, но и — большой процент — из муниципального бюджета.
Об этом корреспонденту «Общей газеты» рассказала Наталья Самыловская, заведующая методическим отделом по работе с библиотеками и издательствами Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО).
Лодейнопольская школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов в этом году на обновление фонда потратила около 600 тысяч рублей. В среднем, по словам Ольги Исаковой, директора школы, обновляют фонд они два раза в год.
— Покупаем мы книги, которые входят в федеральный комплект. Также многое зависит от потребностей. Школа у нас с углублением отдельных предметов, поэтому пропаганда индивидуализации присутствует. Отталкиваемся и от желания детей, — пояснила Исакова.
В 2014 году, например, школа потратила на книги около 486 тысяч рублей, в 2015 — 834 тысячи, в 2016 — 561 тысячу рублей.
В Большеврудской средней общеобразовательной школе, по словам директора учреждения Светланы Беликовой, существует традиция: выпускники дарят школе книги — художественную литературу. За счёт этого фонд тоже пополняется.
Зачем школам библиотеки
В прошлом году, отметим, на уровне министерства образования и науки России была принята концепция развития информационно-библиотечных центров (ИБЦ). Которая направлена на создание современной школьной библиотеки с новой инфраструктурой, обеспечивающая, в свою очередь, достойные условия обучения и воспитания.
— Надо сказать, что школьные библиотеки решают одну из основных задач федеральных государственных образовательных стандартов — развивают метапредметное направление образования, — поделилась мнением с «Общей газетой» Наталья Самыловская.
Метапредметные — это те, которые позволяют посмотреть на преподаваемые дисциплины «сверху», объединить знания разных профилей. А школьная библиотека выступает, прежде всего, как зона опережающего развития для школьника, учителя и родителя.
Главное отличие школьное библиотеки в том, что цель её — в информационной поддержке учебного процесса. Об этом «Общая газета» поговорила с Галиной Коробовой, библиотекарем «Сосновского центра образования» Приозерского района. Она всю жизнь с книгами. В Сосново приехала в 1978 году — по распределению, после окончания Ленинградского института культуры. Работала сначала в детской библиотеке. А с 1983 года и по сей день — в школе.
— Мы должны подстраиваться под цели и задачи школы: помощь в образовании учителям и ученикам. И фонд поэтому направлен больше на учебную литературу, — отметила Коробова.
Фонд «Сосновского центра образования» скомплектован «50 на 50», примерно по 11 тысяч книг на каждое направление. Половину составляет учебная литература, половину — дополнительная (познавательная, художественная, научная, популярная).
В библиотеках существуют программы информационной грамотности, по которым ребят учат разыскивать информацию, работать с ней. А также пользоваться текстом не только традиционного вида, но и на электронных носителях. В Приозерской библиотеке, например, проходимость в день более 30 ребят.
— Плюс — уроки информационной грамотности. И помощь самообразованию, конечно. Мне не жаль часа, чтобы выбрать, сориентировать школьника в поиске, который пришёл в библиотеку за интересной книгой, но определиться с выбором не может, — добавила библиотекарь.
Проблемы в процентах
— У нас есть проблемы — низкие бюджеты, низкое влияние библиотек, кадровые ресурсы, недостаточно материально-технического обеспечения, — рассказывает Наталья Самыловская.
Сегодня в школьных библиотеках работают: заведующих библиотекой (ИБЦ) — 139 человек (41,4%), библиотекарей — 125 работников (37,2%). В новой должности — педагога-библиотекаря — 87 человек (25,8%). По сравнению с прошлым годом, этот показатель улучшился — раньше работали лишь 15 человек. Педагог-библиотекарь совмещает функции педагога по дополнительному образованию и библиотекаря. Он ведёт в школе курс «Информационная культура школьника».
— К сожалению, в некоторых районах Ленинградской области в условиях кризиса библиотечных работников переводят на 0,5 ставки, что недопустимо! — возмущается Самыловская.
Состояние книг — тоже проблема. Пока наблюдается в 78% школьных библиотек старение книжного фонда. Плохо закупается периодическая печать. Но всё зависит от директора школы.
В основном, старение фонда касается дополнительной литературы — энциклопедической, художественной. В Приозерском районе, кстати, и во Всеволожском тоже, фонды в школах пополняются довольно неплохо.
— Сегодня остро стоит проблема с чтением — и со взрослым, и с детским, — подчеркнула заведующая библиотекой «Сосновского центра образования».
Сказалась на этом и отмена внеклассного чтения. Всем, по словам Галины Коробовой, трудно читать большие тексты. Сложны для понимания даже художественные произведения.
— Малыши, например, активно читают энциклопедии, так как иллюстрации там есть. Но всем обязательно надо книги показывать. Поговоришь о ней — ребята и заинтересуются, — добавила библиотекарь.
Больше же предпочитают современную литературу, так как любят сами о себе читать. Интерес к истории проявляется. Любят фэнтези. И антиутопии тоже. Чему Галина Коробова очень удивлена.
Мало средств, правда, выделяется на художественную литературу. Об этом сказала Светлана Беликова. Возможно потому, что много денег идёт на учебники. И это ещё одна проблема.
Что касается технической стороны: 97% областных школьных библиотек к интернету подключены. Но доступ к элетронным библиотекам ограничен, например, к информационным справочным и поисковым системам.
В целом, техническое оснащение низкое. Хотя в некоторых библиотеках есть компьютер, а в основных даже несколько. Но для организации автоматизированной системы школьных библиотек нужны более мощные компьютеры.
О жизни среди книг
— У нас ведётся работа по повышению квалификации для библиотекарей и педагогов-библиотекарей. Есть курсы повышения квалификации, проходят семинары для педагогов-библиотекарей, — рассказала заведующая методическим отделом по работе с библиотеками и издательствами ЛОИРО.
За пять прошедших лет повысили квалификацию 228 человек — 62,7%.
В рамках международного месячника школьных библиотек (ISLM) в Сосновом Бору, в Гатчинском и Кировском районах проходили межрайонные семинары. В Сосновом Бору, например, 18 октября тема межрайонного семинара звучала так: «Инновационные методы в работе школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования».
В «Сосновском центре образования» Приозерского района, по словам Галины Коробовой, мероприятия проводятся к знаменательным датам, к примеру. Чтобы школьники входили с удовольствием в читательское сообщество. То есть библиотека занимается не только индивидуальной работой, но и массовой. Для продвижения книги и чтения.
— Предметные недели мы всегда поддерживаем. Информационно. Особенно — русского языка и литературы. И мероприятия, конечно, организуем: выставки книг, беседы, обзоры, литературные уроки, игры, викторины. И сейчас ещё создаём электронную базу данных, — отметила Коробова.
О жизни рядом с книгами рассказывает Ирина Бударина, заведующая библиотекой МКОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Лодейнопольского района. Уже более 20 лет они дружат с коммуной из Норвегии. В этом году делегация школы №2 ездила за границу, в прошлом — принимали норвежцев у себя.
— Изучая опыт многих стран, могу сказать, что сегодня современная литература стала таким мостиком в классику. Сначала ты читаешь о том, что тебя волнует, получаешь читательский опыт, а потом переходишь уже к серьёзной литературе, — добавила Ирина Васильевна.
Отметим, что она в 2014 году стала лауреатом заключительного этапа областного конкурса «Библиотекарь года».
И, наконец, о технике
В области используются такие автоматизированные программы, как MAPK-SOL, MAPK-CLOUD, 1С библиотека, ИРБИС. Уйдут ли в прошлое каталоги на карточках?
— Мы стремимся создать единую автоматизированную библиотечную сеть. Есть экспериментальные площадки, которые взялись за внедрение таких программы. ООО «Информ-Система» предоставила нам программу MAPK-CLOUD бесплатно для Кировской гимназии, школе №9 им. В.И. Некрасова в Сосновом Бору, Ломоносовскому району (школа-интернат «Красные зори») и Гатчинскому району — Войсковицкой школе №1. Также недавно открылась шестая площадка в Токсовском центре образования Всеволожского района — он выиграл Министерский грант в 2016 году, в том числе и на оснащение ИБЦ и закупил оборудование, соответственно, — рассказала Наталья Сергеевна.
Появились сегодня и такие центры, в которых хороша развита инфраструктура: они оснащены информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Сегодня их в области 15 насчитывается.
— Много компьютеров, например, в Кировской гимназии — там есть информационно-библиотечный центр, который подключен к Президентской библиотеке и Русскому музею. Такой центр есть и в Тосно. Только что открылся в Кудрово. Но, к сожалению, не у всех библиотек такое оснащение. В Ленинградской области пока не принята концепция развития школьных библиотек — она только рассматривается, — сказала Наталья Самыловская.
Также центры работают в Выборгском, Кингисепском, Ломоносовском, Гатчинском, Бокситогорском, Приозерском районах и в Сосновом Бору.
Лучшими по обеспеченности школьных библиотек читальным залом считаются Выборгский, Гатчинский, Приозерский районы.
А у «Сосновского центра образования» в проекте — строительство нового здания: информационно-библиотечного технически оборудованного центра. Для работы в котором потребуется, конечно, кадровое наполнение. Здесь нужно говорить и о педагоге-библиотекаре, и о системном администраторе.