Top.Mail.Ru

Между стеллажей

Сегодня — Всемирный день школьных библиотек. В Ленинградской области их ровно столько, сколько и, собственно, школ — 383. Как «выкручиваются» в век виртуализации хранилища бумажных знаний? Уйдут ли в прошлое каталоги на карточках? И не превратятся ли библиотеки лишь в пункты ежегодной раздачи учебников? Об этом «Общая газета» поговорила с людьми, которые с литературой, прямо скажем — «на ты».

В каждой без исключения областной школе работает своя библиотека. Все они находятся в очень разном состоянии. Тихвинский лицей 7, например, закупает новинки два раза в год. Как проинформировала «Общую газету» директор школы Татьяна Свиридова, по состоянию на февраль прошлого года библиотечный фонд составил 25 585 экземпляров. Из них только 4 050 — это учебные пособия, а 8 тысяч — художественная литература Ещё 235 справочников, остальные — большая часть — учебники.

Всего в Ленинградской области, по итогам мониторинга, в прошлом году закуплено 519 083 учебников на 30 712 674,13 рублей. Лучшими по приобретению учебников стали Гатчинский, Всеволожский, Выборгский районы. Всеволожский район больше всего использовал средства из муниципального бюджета. Также к этому прибегли Гатчинский и Киришский районы, а также Сосновый Бор.

За учебный год школы купили 28 690 экземпляров дополнительной литературы — художественной, классической, энциклопедической — на 8 595 620 рублей.

Лучше всего доплитература закупалась во Всеволожском, Волховском, Приозерском и Лодейнопольском районах. Отметим, опять же, Всеволожский район, где средства на литературу брались не только из регионального, но и — большой процент — из муниципального бюджета.

Об этом корреспонденту «Общей газеты» рассказала Наталья Самыловская, заведующая методическим отделом по работе с библиотеками и издательствами Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО).

Лодейнопольская школа 2 с углублённым изучением отдельных предметов в этом году на обновление фонда потратила около 600 тысяч рублей. В среднем, по словам Ольги Исаковой, директора школы, обновляют фонд они два раза в год.

Покупаем мы книги, которые входят в федеральный комплект. Также многое зависит от потребностей. Школа у нас с углублением отдельных предметов, поэтому пропаганда индивидуализации присутствует. Отталкиваемся и от желания детей, — пояснила Исакова.

В 2014 году, например, школа потратила на книги около 486 тысяч рублей, в 2015 — 834 тысячи, в 2016 — 561 тысячу рублей.

В Большеврудской средней общеобразовательной школе, по словам директора учреждения Светланы Беликовой, существует традиция: выпускники дарят школе книги — художественную литературу. За счёт этого фонд тоже пополняется.

Зачем школам библиотеки

В прошлом году, отметим, на уровне министерства образования и науки России была принята концепция развития информационно-библиотечных центров (ИБЦ). Которая направлена на создание современной школьной библиотеки с новой инфраструктурой, обеспечивающая, в свою очередь, достойные условия обучения и воспитания.

Надо сказать, что школьные библиотеки решают одну из основных задач федеральных государственных образовательных стандартов — развивают метапредметное направление образования, — поделилась мнением с «Общей газетой» Наталья Самыловская.

Метапредметные — это те, которые позволяют посмотреть на преподаваемые дисциплины «сверху», объединить знания разных профилей. А школьная библиотека выступает, прежде всего, как зона опережающего развития для школьника, учителя и родителя.

Главное отличие школьное библиотеки в том, что цель её в информационной поддержке учебного процесса. Об этом «Общая газета» поговорила с Галиной Коробовой, библиотекарем «Сосновского центра образования» Приозерского района. Она всю жизнь с книгами. В Сосново приехала в 1978 году — по распределению, после окончания Ленинградского института культуры. Работала сначала в детской библиотеке. А с 1983 года и по сей день — в школе.

Мы должны подстраиваться под цели и задачи школы: помощь в образовании учителям и ученикам. И фонд поэтому направлен больше на учебную литературу, — отметила Коробова.

Фонд «Сосновского центра образования» скомплектован «50 на 50», примерно по 11 тысяч книг на каждое направление. Половину составляет учебная литература, половину — дополнительная (познавательная, художественная, научная, популярная).

В библиотеках существуют программы информационной грамотности, по которым ребят учат разыскивать информацию, работать с ней. А также пользоваться текстом не только традиционного вида, но и на электронных носителях. В Приозерской библиотеке, например, проходимость в день более 30 ребят.

Плюс — уроки информационной грамотности. И помощь самообразованию, конечно. Мне не жаль часа, чтобы выбрать, сориентировать школьника в поиске, который пришёл в библиотеку за интересной книгой, но определиться с выбором не может, — добавила библиотекарь.

Проблемы в процентах

У нас есть проблемы — низкие бюджеты, низкое влияние библиотек, кадровые ресурсы, недостаточно материально-технического обеспечения, — рассказывает Наталья Самыловская.

Сегодня в школьных библиотеках работают: заведующих библиотекой (ИБЦ) — 139 человек (41,4%), библиотекарей — 125 работников (37,2%). В новой должности — педагога-библиотекаря — 87 человек (25,8%). По сравнению с прошлым годом, этот показатель улучшился — раньше работали лишь 15 человек. Педагог-библиотекарь совмещает функции педагога по дополнительному образованию и библиотекаря. Он ведёт в школе курс «Информационная культура школьника».

К сожалению, в некоторых районах Ленинградской области в условиях кризиса библиотечных работников переводят на 0,5 ставки, что недопустимо! — возмущается Самыловская.

Состояние книг — тоже проблема. Пока наблюдается в 78% школьных библиотек старение книжного фонда. Плохо закупается периодическая печать. Но всё зависит от директора школы.

В основном, старение фонда касается дополнительной литературы — энциклопедической, художественной. В Приозерском районе, кстати, и во Всеволожском тоже, фонды в школах пополняются довольно неплохо.

Сегодня остро стоит проблема с чтением — и со взрослым, и с детским, — подчеркнула заведующая библиотекой «Сосновского центра образования».

Сказалась на этом и отмена внеклассного чтения. Всем, по словам Галины Коробовой, трудно читать большие тексты. Сложны для понимания даже художественные произведения.

Малыши, например, активно читают энциклопедии, так как иллюстрации там есть. Но всем обязательно надо книги показывать. Поговоришь о ней — ребята и заинтересуются, — добавила библиотекарь.

Больше же предпочитают современную литературу, так как любят сами о себе читать. Интерес к истории проявляется. Любят фэнтези. И антиутопии тоже. Чему Галина Коробова очень удивлена.

Мало средств, правда, выделяется на художественную литературу. Об этом сказала Светлана Беликова. Возможно потому, что много денег идёт на учебники. И это ещё одна проблема.

Что касается технической стороны: 97% областных школьных библиотек к интернету подключены. Но доступ к элетронным библиотекам ограничен, например, к информационным справочным и поисковым системам.

В целом, техническое оснащение низкое. Хотя в некоторых библиотеках есть компьютер, а в основных даже несколько. Но для организации автоматизированной системы школьных библиотек нужны более мощные компьютеры.

О жизни среди книг

У нас ведётся работа по повышению квалификации для библиотекарей и педагогов-библиотекарей. Есть курсы повышения квалификации, проходят семинары для педагогов-библиотекарей, — рассказала заведующая методическим отделом по работе с библиотеками и издательствами ЛОИРО.

За пять прошедших лет повысили квалификацию 228 человек — 62,7%.

В рамках международного месячника школьных библиотек (ISLM) в Сосновом Бору, в Гатчинском и Кировском районах проходили межрайонные семинары. В Сосновом Бору, например, 18 октября тема межрайонного семинара звучала так: «Инновационные методы в работе школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования».

В «Сосновском центре образования» Приозерского района, по словам Галины Коробовой, мероприятия проводятся к знаменательным датам, к примеру. Чтобы школьники входили с удовольствием в читательское сообщество. То есть библиотека занимается не только индивидуальной работой, но и массовой. Для продвижения книги и чтения.

Предметные недели мы всегда поддерживаем. Информационно. Особенно — русского языка и литературы. И мероприятия, конечно, организуем: выставки книг, беседы, обзоры, литературные уроки, игры, викторины. И сейчас ещё создаём электронную базу данных, — отметила Коробова.

О жизни рядом с книгами рассказывает Ирина Бударина, заведующая библиотекой МКОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Лодейнопольского района. Уже более 20 лет они дружат с коммуной из Норвегии. В этом году делегация школы 2 ездила за границу, в прошлом — принимали норвежцев у себя.

Изучая опыт многих стран, могу сказать, что сегодня современная литература стала таким мостиком в классику. Сначала ты читаешь о том, что тебя волнует, получаешь читательский опыт, а потом переходишь уже к серьёзной литературе, — добавила Ирина Васильевна.

Отметим, что она в 2014 году стала лауреатом заключительного этапа областного конкурса «Библиотекарь года».

И, наконец, о технике

В области используются такие автоматизированные программы, как MAPK-SOL, MAPK-CLOUD, 1С библиотека, ИРБИС. Уйдут ли в прошлое каталоги на карточках?

Мы стремимся создать единую автоматизированную библиотечную сеть. Есть экспериментальные площадки, которые взялись за внедрение таких программы. ООО «Информ-Система» предоставила нам программу MAPK-CLOUD бесплатно для Кировской гимназии, школе 9 им. В.И. Некрасова в Сосновом Бору, Ломоносовскому району (школа-интернат «Красные зори») и Гатчинскому району — Войсковицкой школе 1. Также недавно открылась шестая площадка в Токсовском центре образования Всеволожского района — он выиграл Министерский грант в 2016 году, в том числе и на оснащение ИБЦ и закупил оборудование, соответственно, — рассказала Наталья Сергеевна.

Появились сегодня и такие центры, в которых хороша развита инфраструктура: они оснащены информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Сегодня их в области 15 насчитывается.

Много компьютеров, например, в Кировской гимназии — там есть информационно-библиотечный центр, который подключен к Президентской библиотеке и Русскому музею. Такой центр есть и в Тосно. Только что открылся в Кудрово. Но, к сожалению, не у всех библиотек такое оснащение. В Ленинградской области пока не принята концепция развития школьных библиотек — она только рассматривается, — сказала Наталья Самыловская.

Также центры работают в Выборгском, Кингисепском, Ломоносовском, Гатчинском, Бокситогорском, Приозерском районах и в Сосновом Бору.

Лучшими по обеспеченности школьных библиотек читальным залом считаются Выборгский, Гатчинский, Приозерский районы.

А у «Сосновского центра образования» в проекте — строительство нового здания: информационно-библиотечного технически оборудованного центра. Для работы в котором потребуется, конечно, кадровое наполнение. Здесь нужно говорить и о педагоге-библиотекаре, и о системном администраторе.

 

 

Теги: