«Мне уже чересчур много»
Застарелая, но до поры до времени, не дававшая о себе знать болезнь, вскрылась у Ильфа во время поездки с Евгением Петровым по Соединённым Штатам. Итогом трёх с половиной месяцев, проведённых в автомобильном турне по американской глубинке стала последняя книга советских сатириков: «Одноэтажная Америка».
Споры о том, как авторам удавалось работать вдвоём и кто в дуэте Ильфа и Петрова был «главным», не утихают среди литературоведов по сей день. На все вопросы о секрете работы вдвоём Ильф и Петров, как правило, отшучивались.
Не претендуя на истину в последней инстанции, заметим лишь, что множество шуток, зарисовок и комичных фамилий, которыми наполнены «12 стульев» и «Золотой телёнок», можно найти в «Записных книжках» Ильфа.
У Ильи Ильфа (настоящая фамилия — Файнзильберг) было три брата. Судьба двоих оказалась трагической. Старший брат Срул — известный художник-кубист и фотограф — эмигрировал во Францию, в период оккупации Парижа был схвачен немцами и погиб в Освенциме. Ещё один брат — Михаил — известный советский художник-график, умер в 1942 году в эвакуации в Ташкенте. И лишь младший брат Беньямин — инженер-топограф — дожил до преклонных лет и скончался в 1988 году в Москве. Намного пережила Ильфа и бесконечно любимая им жена — Мария Тарасенко (её не стало в 1981 году). Дочь Ильфа, Александра, родилась в 1935 году и отца почти не застала (она ушла из жизни совсем недавно — в 2013-м).
Помимо литературы Ильф страстно увлекался фотографией, спуская на своё увлечение немалую часть гонораров. По материалам найденного не так давно посмертного фотоархива Ильфа и его переписки с женой, режиссёром Владимиром Непевным снят лиричный и трогательный документальный фильм для канала «Культура» из цикла «Больше, чем любовь».
Ни прижизненная слава, ни редкая в те годы возможность увидеть мир не прельщали Илью Ильфа — больше всего на свете он любил свою жену и в далёкой Америке тосковал по тихому семейному счастью: «Вот ходят по улицам индусы, японцы, голландцы, кто угодно, и Тихий океан тут, и весь город на падающих склонах, а мне уже чересчур много, мне нужно вместе с тобой посмотреть, как наша девочка спит в кровати».