О пользе конструктивного взаимодействия власти и гражданского общества
— Юрий Васильевич! Впереди последнее пленарное заседание Общественной палаты Ленинградской области в 2016-м. Как оцениваете предварительные итоги работы, на чём палата сконцентрировала своё внимание в этот непростой, выборный год…
— Деятельность Общественной палаты Ленинградской области в 2016 году охватывала широкий круг проблем и вопросов, связанных с дальнейшим развитием гражданского общества, социально-экономическим развитием региона, укреплением межнационального согласия, соблюдением социальной справедливости и общественного порядка, противодействием коррупции и повышением эффективности общественного контроля. Помимо направлений, которые определены Федеральными и областными законами о деятельности общественных палат, комиссии палаты в этом году году провели большое количество мероприятий «на злобу дня», содержание которых определялось политической и экономической ситуацией, международной обстановкой или инициативой членов комиссии и жителей области. В своей деятельности члены палаты руководствовались принципом «Поддерживать всё, что способствует социально-экономическому развитию области и бороться со всем, что этому мешает».
Активность членов палаты в сочетании с конструктивным характером отношений с органами исполнительной и законодательной властей Ленинградской области, с территориальными структурами федеральных органов власти, с общественными организациями и объединениями, с Общественной палатой Российской Федерации, позволили выполнить не только намеченный на 2016 год план, но и провести свыше 40 сверхплановых мероприятий, которые явились следствием инициатив граждан, общественных организаций и объединений, социально-ориентированных некоммерческих организаций. Подводя итоги деятельности палаты за 2016 год, следует отметить, что сделан значительный шаг в развитии гражданского общества. В дополнение к ранее созданным общественным советам и в соответствии с областным законом «Об общественном контроле в Ленинградской области», по новому порядку началось формирование субъектов общественного контроля. В частности был создан общественный совет при Комитете по труду и занятости населения Ленинградской области, создана общественная инспекция по ЖКХ Ленинградской области, идёт процесс формирования общественных советов при Комитете по связи и информатизации Ленинградской области и Комитете финансов Ленинградской области.
— Как идёт формирование районных Общ е с т в е н н ы х палат? Как областная палата помогает своим «младшим сёстрам» в районах?
— Начатое в 2015 году по инициативе Общественной палаты Ленинградской области создание Общественных палат в муниципальных районах я считаю наиболее важным результатом в процессе формирования структур гражданского обществ. На 1 декабря 2016 года созданы и функционируют Общественные палаты в 8 муниципальных районах (Всеволожский, Гатчинский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Подпорожский, Сланцевский) и в Сосновоборском городском округе.
Общественная палата Ленинградской области, как и в прошлом году, провела в октябре 2016 года двухдневный обучающий семинар для Общественных палат муниципальных образований, в работе которого в качестве экспертов приняли участие член Общественной палаты Российской Федерации, представители Ленинградского регионального отделения ОНФ, а также представители субъектов общественного контроля. Комиссии Общественной палаты сотрудничают с муниципальными палатами, помогают им в работе и более 10 раз выезжали на их заседания.
На заседаниях муниципальных палат рассматриваются, прежде всего, вопросы, которые касаются различных сторон жизни муниципальных образований и должны решаться на месте, силами муниципальных властей, бизнеса и граждан. Можно рассчитывать, что опыт и результаты деятельности уже созданных муниципальных палат, будут хорошим стимулом для создания палат в других районах, и в 2017-2018 годах палаты будут действовать во всех районах Ленинградской области.
— Как строятся взаимоотношения с властными структурами на уровне области?
— Палата постоянно участвует в работе различных Советов и комиссий при Губернаторе Ленинградской области, прежде всего это касается вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействию коррупции, экологии, ветеранов и др. В состав этих Советов и комиссий включены представители Общественной палаты, что обеспечивает отличное взаимодействие в решении обсуждаемых вопросов, планировании и реализации намеченных мероприятий. Общественная палата активно взаимодействует с институтами Уполномоченных по правам человека, по правам ребёнка, по защите прав предпринимателей в Ленинградской области и это взаимодействие закреплено соответствующими подписанными соглашениями. Заключены также соглашения о сотрудничестве с Прокуратурой Ленинградской области, с Контрольно-счётной палатой Ленинградской области, с Ленинградским отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Наличие таких соглашений существенно помогает при проведении экспертиз законопроектов, общественных слушаний и мероприятий общественного контроля.
— Что можете поставить в главную заслугу Общественной палате, как институту?
— Члены палаты приняли участие в общественных слушаниях и в других форматах обсуждения бюджета Ленинградской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, а также «Социального Кодекса Ленинградской области». Эти документы во многом определяют будущие параметры социально-экономического развития региона. Их обсуждение как на областном, так и на муниципальном уровнях с участием общественности является ещё одним примером конструктивного взаимодействия властных структур и гражданского общества. Результатом этого положительного процесса, прежде всего, является отсутствие в области социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, выходящих за «бытовые рамки», успешное выполнение программ социальноэкономического развития и рост доверия граждан к властным структурам и проводимой ими политике, что наглядно продемонстрировали результаты выборов.
Игорь САШИН