Четыре, пять или шесть лет: как реформа образования пересобирает систему подготовки кадров и возвращает специалитет в новой форме
Переход российской системы высшего образования на национальную модель приобретает очертания. Министерство науки и высшего образования обозначило сроки, принципы и обоснования предстоящей реформы.
Гибкая модель вместо единого стандарта
Как сообщило РИА Новости 16 ноября, переход будет постепенным, а массовый запуск намечен на 2027–2028 учебный год. Главное изменение — отказ от единого стандарта продолжительности обучения и переход к гибкой системе, где срок определяется сложностью конкретной специальности.
По данным пресс-службы Минобрнауки, именно логика профессиональной подготовки станет отправной точкой для формирования образовательных траекторий.
«В новой системе высшего образования, переход к которой ведущие российские университеты начнут в 2026–2027 учебном году, срок обучения не будет единым. Он будет определяться временем, необходимым для качественной подготовки по той или иной выбранной специальности», — говорится в заявлении ведомства.
Уже обозначены ориентиры: инженерные и педагогические направления будут осваиваться в течение пяти лет, сфера туризма и индустрия гостеприимства — за четыре, а наиболее сложные и наукоемкие программы, такие как востоковедение или африканистика, потребуют шести лет. Замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев на Всероссийском совещании деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов объяснил, что увеличение сроков по отдельным направлениям продиктовано «особой сложностью и большим объемом материала».
В министерстве подчеркивают, что переход к вариативным срокам — это не только про академическую логику, но и про экономические запросы.
«Вариативность сроков получения высшего образования позволит найти баланс между запросами экономики, стандартами качественного фундаментального образования и интересами самих студентов, у которых появится более широкий выбор стратегий профессиональной реализации на рынке труда», — заявили в ведомстве.
По сути, реформа знаменует полный отказ от Болонской системы, которая предполагала четкую двухуровневую модель — бакалавриат и магистратуру. Вместо нее вводятся два новых уровня: базовое высшее образование, которое станет аналогом бакалавриата, и специализированное высшее образование, соответствующее магистратуре. Отдельным видом выделяется аспирантура — как узкоспециализированная подготовка научно-педагогических и исследовательских кадров.
Баланс интересов экономики и студентов
Ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Владимировна Ковальчук в комментарии «Общей газете Ленинградской области» отметила, что изменения направлены на формирование более эффективной, практико-ориентированной и суверенной образовательной модели.
«Я рассчитываю, что это скажется только положительно, поскольку реформа готовилась не в один день, не наскоком. Она готовилась достаточно постепенно. Много было взвешено и за, и против, и в этой ситуации надеюсь, что все в первую очередь сработает на нашу экономику. Экономика получит квалифицированных специалистов с понятными названиями специальностей», — подчеркнула она.
Ольга Ковальчук также уверена, что новая система позволит найти баланс между качественным фундаментальным образованием, запросами работодателей и интересами самих студентов, предоставляя им более широкий выбор карьерных путей, а также поможет устранить путаницу в понимании квалификаций на рынке труда.
«Эти специальности должны быть понятны любому работодателю, который получает специалиста. Кто он: магистр? Он бакалавр? Что он умеет делать? Чему его научили? Я считаю, что просто мы пришли к здравому восприятию того, что называется высшее образование в принципе. И если мы рассматривали прежде высшее образование как некую инкубационную систему, когда ребенок должен повзрослеть после школы: “пусть он еще поучится, посмотрит”, то здесь уже нужно четко понимать, чему ты учишься и зачем», — сказала она.
Как Россия пришла к отказу от Болонской системы
Реформа стала итогом не только внутренних дискуссий, но и внешнеполитических обстоятельств. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, обязавшись к 2010 году перейти на двухуровневую модель. Уже в 2007 году бакалавриат и магистратура официально заработали, хотя специалитет продолжил существовать параллельно. Однако, начиная с 2020-го года в экспертном сообществе все активнее звучала критика Болонской системы: говорили, о ее формальной адаптации, несоответствии четырехлетнего бакалавриата потребностям рынка и невозможности полноценного внедрения некоторых элементов.
Переломным стал май 2022 года, когда на фоне специальной военной операции Россия была фактически исключена из Болонского процесса. После этого последовало множество публичных заявлений и дискуссий о необходимости формирования собственной национальной модели.
На «правительственном часе» в Совете Федерации глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что 2022 год «принципиально поменял» университеты и научную сферу, и страна ждет от высшей школы «не абстрактных академических достижений, не рейтингов и наукометрических индексов, а конкретных результатов».
Фальков тогда же назвал Болонскую систему «прожитым этапом» и подчеркнул, что резкого слома не будет, но переход к собственной модели неизбежен. В 2023 году министр уточнил, что формулировка «выход из Болонского процесса» не совсем корректна: «строго говоря, мы никогда не были его частью» в полном смысле.
Позднее он повторил эту мысль в эфире телеканала «Россия-24»:
«Я бы не привязывался к ней, потому что мы туда не входили, и поэтому выходить оттуда мы не можем». И добавил, что новая система не станет возвратом к прошлому, поскольку «Президент прямо сказал — надо взять все лучшее, что было в советском периоде, посмотреть лучшие наработки и лучшие практики, которые были у нас последние 20 лет, то, что ассоциируется с Болонской системой».
Тем временем Болонская группа официально прекратила представительство России во всех структурах процесса, сославшись, среди прочего, на обращение Российского союза ректоров о поддержке президента во время СВО.
Уже в мае 2023 года Президент Владимир Путин подписал указ о совершенствовании национальной системы высшего образования, дав старт пилотному проекту перехода на новую модель в шести ведущих университетах — МАИ, НИТУ «МИСИС», МПГУ, БФУ имени Канта, Санкт-Петербургском горном университете и ТГУ.
Фундаментальность как опора будущей системы
Основания для реформы сводятся к нескольким ключевым мотивам. Среди политических — невозможность продолжать сотрудничество в рамках Болонского процесса после фактического исключения. Среди экономических — несоответствие четырехлетнего бакалавриата требованиям таких сфер, как инженерия, медицина и наука. Одновременно реформа воспринимается как возвращение к фундаментальной логике советского специалитета, но с современными элементами и меньшей бюрократией.
Ольга Ковальчук объяснила, почему возврат к национальной системе образования был неизбежен:
«Считалось, что мы впишемся в международную систему высшего образования с помощью этого перехода на Болонскую систему, но нас не приняли, поскольку, как бы мы ни старались, решение было не за нами. Поэтому есть отработанная система организации, и в этом плане я считаю, что просто выиграл здравый смысл, не более того», — заключила ректор.
Реформа, как утверждают в ведомстве, должна обеспечить стране специалистов, которые действительно нужны экономике, а студентам — более честную, понятную и продуманную траекторию профессионального развития.