Технологии, профилактика и "умные" дороги: в Ленинградской области планируют снизить смертность в ДТП в полтора раза

В Ленинградской области поставлена амбициозная цель — сократить смертность на дорогах в 1,5 раза к 2030 году. Об этом 6 октября сообщил председатель комитета по дорожному хозяйству Денис Седов на аппаратном совещании в правительстве региона.
Главным инструментом станет концепция развития Центра безопасности дорожного движения до 2030 года, которая объединит в себе технологические решения, профилактические меры и цифровое управление дорожной сетью.
Безопасность по плану
Как следует из концепции, в ближайшие годы регион продолжит масштабную цифровизацию дорожного пространства. В планах — установка новых комплексов фотовидеофиксации, запуск бесплатной юридической помощи для участников ДТП, создание системы мониторинга транспортных потоков и установка десяти автоматизированных пунктов весогабаритного контроля грузовиков.
Согласно документу «Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года» (утверждена Координационным советом по развитию транспортной системы 22 февраля 2022 года), на дорогах регионов уже действует более 800 комплексов фото- и 135 видеокамер фиксации нарушений.
«Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Центр безопасности дорожного движения» (ГКУ ЛО «ЦБДД») отвечает за обеспечение развития и эксплуатации, работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фиксации нарушений. Всего на автомобильных дорогах общего пользования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывается более 800 комплексов фото- 135 видеофиксации административных правонарушений», — сказано в документе.

Камеры спасают жизни
Развитие системы фотовидеофиксации уже доказало свою эффективность. Как сообщает пресс-служба комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, с октября 2024 года в регионе введена в эксплуатацию новая подсистема фотовидеофиксации, включающая 496 современных отечественных комплексов «Азимут 4», интегрированных с системой «Паутина». Технология позволяет в режиме реального времени передавать информацию в ГИБДД, реагировать на нарушения и предотвращать аварийные ситуации.
Если в 2020 году камеры фиксировали только превышение скорости, то сейчас они способны выявлять до десяти видов нарушений — от проезда на красный до непристёгнутого ремня.
Результаты оказались ощутимыми. Только за 2024 год комплексы ФВФ зафиксировали более 3,5 миллиона нарушений ПДД, а количество ДТП снизилось на 5,4%, число пострадавших — на 9,4%.
Особенно заметно улучшилась статистика ДТП с участием детей: аварий стало меньше на 7,6%, а число погибших и пострадавших детей сократилось на 50% и 13,5% соответственно. В регионе не зафиксировано ни одного случая гибели детей при организованных перевозках и при использовании ремней безопасности и детских кресел — показатель, который можно назвать историческим.

Меньше аварий — меньше жертв
Согласно рейтингу РИА Новости от августа 2025 года, Ленинградская область занимает 37 место в России по уровню аварийности.
По данным портала RUSDTP.ru, в 2024 году в Ленинградской области зарегистрировано 1 552 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 278 человек и 1 849 получили травмы. Для сравнения, в 2015 году в регионе произошло 3 431 ДТП, в которых погибли 611 человек, а 4 501 пострадали. За десять лет количество аварий снизилось более чем вдвое, а смертность — почти на 55%.
Это результат не только установки камер, но и постоянной модернизации дорог, освещения, светофорных объектов и профилактической работы с водителями.


Кто чаще всего попадает в аварии
По данным того же источника, 78,3% виновников ДТП — мужчины, а 21,7% — женщины.
Самая аварийная возрастная группа — 30–40 лет (23,2%), за ней следуют водители 50–60 лет (20,3%) и 40–50 лет (19,6%). Интересно, что на долю водителей младше 25 лет приходится менее 12% аварий.
По стажу чаще всего в аварии попадают водители с 15–20 годами за рулем (20,5%), что, по мнению экспертов, указывает на «самоуверенное вождение» и снижение внимательности с опытом.
Самыми опасными по времени суток остаются утренние часы с 8:00 до 9:00 и вечерние с 17:00 до 21:00. Больше всего аварий приходится на воскресенье — день отдыха, но, как показывает статистика, не для спасателей и врачей.
Алкогольный фактор по-прежнему остаётся серьёзной проблемой: с января по май 2025 года в области произошло 33 ДТП с пьяными водителями, в которых погибли 11 человек и пострадали 39, сообщает Фонтанка.ру.

Опасные районы для водителей
«Общая газета Ленинградской области» проанализировала, какие районы 47-го региона считаются самыми аварийными. Согласно сводкам ГИБДД и региональных СМИ, наибольшее число ДТП приходится на Кингисеппский, Всеволожский, Волховский, Кировский, Ломоносовский, Приозерский, Тосненский и Бокситогорский районы. Особенно аварийными остаются участки федеральных трасс — «Нарва», «Кола» и «Скандинавия».
Так, 2–3 февраля 2025 года в Кингисеппском районе на трассе «Нарва» автобус столкнулся со снегоуборочной техникой: два человека погибли, более 13 получили травмы. В июле 2025-го на той же трассе Kia Sportage выехала на встречную полосу и столкнулась с тягачом — погибла женщина-водитель и ее пятимесячная дочь.
По данным страховой компании «Согласие», Всеволожский район стабильно входит в число самых аварийных — на его долю приходится 14,5% всех ДТП в регионе. Аналитики связывают это с плотным трафиком в Мурино, Кудрово и Всеволожске, где транспортная нагрузка растет быстрее, чем развивается инфраструктура.

Как «умные дороги» меняют статистику
Один из важнейших этапов программы — внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Это не просто камеры, а целая цифровая экосистема, объединяющая датчики, метеостанции, умные светофоры, анализ трафика и мониторинг дорожных условий.
ИТС уже используется на КАД Санкт-Петербурга, Западном скоростном диаметре, а также на ряде трасс Ленинградской области. Системы автоматически регулируют потоки, изменяют сигналы светофоров, предупреждают о гололеде и тумане, фиксируют превышения скорости и выезды на встречную полосу. Также успешно применяется система «Платон», включающая пункты весового и габаритного контроля.
Наиболее заметное внедрение технологий в Петербурге — это адаптивные светофоры и “умные перекрестки”. На ряде улиц уже работают светофоры нового поколения, которые регулируют сигналы в зависимости от плотности потока. Такие комплексы «видят» пробки, отслеживают среднюю скорость движения, регулируют длительность зеленого сигнала и даже формируют «зеленую волну» — серию зеленых сигналов для непрерывного проезда транспорта по магистрали.

В 2025 году городское учреждение СПб ГКУ «ДОДД» (Дирекция организации дорожного движения) подписало меморандум с концерном «Телематика» о развитии ИТС с применением искусственного интеллекта.
Свои технологические решения активно внедряет и Ленинградская область. Регион одним из первых в России установил умные светофоры на светящихся дугах. Такие конструкции видны издалека даже при плохой погоде и в тёмное время суток, что помогает водителям ориентироваться и снижает вероятность аварий на перекрестках.

По данным Минтранса России, сегодня элементы интеллектуальных транспортных систем внедряются уже в 62 агломерациях 56 субъектов РФ в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
В некоторых регионах ИТС уже доказала свою эффективность. Например, в Алтайском крае (Барнаул) идет обновление светофорных объектов, установка метеопостов и детекторов трафика; уже модернизированы части светофоров. В Белгородской агломерации: более 850 единиц оборудования (детекторы, видеокамеры, контроллеры и др.), центр организации дорожного движения. В Перми: уже несколько ключевых модулей ИТС, большое число светофорных объектов со средствами мониторинга, интеграционные платформы, видеонаблюдение, управление парковками, сообщает Минтранс России.

Будущее — за технологиями и ответственностью
Эксперты уверены: снижение аварийности — это не только камеры и штрафы, но и культура поведения на дороге. Интеллектуальные системы способны «подсказать» водителю, где рискованно, где пробка, где гололед, но решение в итоге принимает человек.
В Ленинградской области уже доказали, что ставка на технологии работает: меньше аварий, меньше смертей, больше контроля и ответственности. Теперь регион делает следующий шаг — создаёт «умную» инфраструктуру, где каждая секунда, каждый сигнал светофора и каждый кадр с камеры могут спасти чью-то жизнь.