«Уроки позитивного поведения»: как в школах Ленинградской области учат дружить и уважать друг друга

С 30 сентября во всех школах Ленинградской области стартовал новый проект — «Уроки позитивного поведения». Его цель проста и одновременно очень важна: научить школьников дружить, понимать и уважать друг друга, предотвращать конфликты и строить атмосферу доверия.
«Только вместе мы сможем воспитать в наших детях те позитивные качества, которые присущи настоящему гражданину нашей страны», — подчеркнула председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Вероника Реброва.
Первый шаг к дружбе
Первые занятия прошли в Тихвинском, Ломоносовском, Выборгском и Волосовском районах. В одних школах ребята играли в командные игры на доверие, в других делились историями о дружбе, писали сочинения и даже смотрели короткометражные фильмы. Педагоги и психологи говорили с учениками о милосердии, взаимоуважении и простых правилах поведения, которые помогают каждому чувствовать себя комфортно в коллективе.
О том, как прошли занятия в рамках нового проекта, «Общей газете Ленинградской области» рассказала Лихачёва Зинаида Сергеевна, педагог-психолог МБОУ «Любанская средняя общеобразовательная школа» Тосненского района.
«Недавно в нашей школе прошли “уроки позитивного поведения”, которые полностью соответствовали своему названию. Моя работа была направлена на изучение факторов, способствующих ощущению счастья, удовлетворенности, уверенности в себе, позитивному настрою, оптимизму и энергичности. Кроме того, мы обсудили с ребятами правила поведения, ценность дружбы и милосердия», — поделилась педагог.
По словам Зинаиды Сергеевны, занятия проходили в живой, интерактивной форме.
«На фотографиях можно увидеть счастливые лица учеников, которые активно участвовали в играх на доверие и сплочение. Они делились историями о своих друзьях и рассуждали о том, что значит быть настоящим другом», — отметила она.

Особенно детям запомнились именно игры на доверие и взаимодействие. «Я считаю, что “уроки позитивного поведения” необходимо проводить во всех классах и даже среди студентов», — подчеркнула педагог-психолог.
Уроки, которые остаются в сердце
Школы по всей Ленинградской области делятся в социальных сетях своими впечатлениями и результатами.
В МБОУ «СОШ №3 г. Тосно» уроки прошли в формате классных часов. Учителя вместе с детьми обсуждали такие ценности, как дружба, взаимопомощь и уважение.
«Сегодня с ребятами поговорили о том, что такое настоящая дружба и как быть хорошим другом. Учились понимать и поддерживать друг друга, а не осуждать. Обсудили, почему правила — это не ограничения, а основа комфортной жизни в коллективе», — отметили педагоги.

В Выборгской “Гимназии” проект начался с интерактивных занятий и бесед со специалистами. Ученики участвовали в «играх на доверие», рассуждали о том, каким должен быть настоящий друг, и встречались с школьными психологами. Для младших школьников показали фильм из всероссийского проекта «Киноуроки в школах России» — он стал поводом для разговора о дружбе как одной из базовых нравственных ценностей.
«Педагогический коллектив гимназии надеется, что совместными усилиями нам удастся укрепить в детях важные нравственные качества и сделать школьную среду еще более комфортной и безопасной».

В Ломоносовском районе, в «Большеижорской школе», такие занятия назвали шагом к «гармоничному развитию личности и успешной адаптации в обществе». Ребята учились применять в жизни ценности, способствующие конструктивному взаимодействию и умению решать конфликты мирным путём.

В Киришах, в КСОШ №6, школьникам напомнили о самых простых правилах: здороваться, не перебивать, быть вежливыми. Ребята выполняли упражнение «Эмоции!», в котором нужно было угадывать чувства по выражению лица.
«С изображением эмоций справились все, но прочитать эмоцию не все смогли правильно. Так и в жизни бывает: мы можем не заметить, как обидели во время общения человека-собеседника. Надеемся, что “Уроки позитивного поведения” помогут нам стать лучше, добрее и внимательнее друг к другу», — поделились учителя.

В Ильинской основной школе поселка Цвылево Тихвинского района дети писали сочинения «Почему мы не стали драться», участвовали в тренингах «Я глазами каждого» и на собственном опыте учились чувствовать разницу между обидными и добрыми словами:
«Ребята нарисовали монстров, роботов. Познакомились. Сначала мы ругали героев, говорили им обидные слова. А потом хвалили, говорили добрые слова. Ребята вместе со своим героем прочувствовали как раздражение, злость, обиду, так и радость, тепло, душевное спокойствие. Сделали вывод: когда говорят добрые слова- чувствуешь себя комфортнее».

В Сельцовской школе имени Е. М. Мелашенко Волосовского района беседы посвятили ценности дружбы. Дети обсуждали, каким должен быть настоящий друг, и вместе сформулировали правила дружбы.

В Аннинской школе Ломоносовского района говорили о том, что культурный человек — это не только образованный, но и уважающий окружающих.
«Каждый человек хочет, чтобы его слушали и слышали, но для этого нужно стараться, чтобы твои поступки не вызывали у других обиды и несправедливости», — отметили педагоги.

В школе №10 города Выборга занятия прошли в формате живых обсуждений мультфильмов. Школьники анализировали поступки героев и делали выводы о том, как важно строить позитивные отношения в коллективе. А в школе №14 проект прошёл под девизом «Учимся мыслить позитивно!». Учителя рассказывали детям о взаимоуважении и ответственности, а на уроках русского языка школьники писали сочинения на морально-этические темы.

В гимназии №5 Соснового Бора дети сами составили «Правила позитивного общения» после серии игр и упражнений. Гимназисты постигали секреты позитивного общения: через игры «Знакомство», «Мои эмоции» и «Глухой телефон» учились слушать и понимать друг друга.

В Сясьстройской школе №2 Волховского района уроки проходили в разных форматах: от обсуждения мультфильма «Гадкий утёнок» в начальных классах до серьёзного разговора о том, «как остановить травлю» среди шестиклассников.

В Киришском лицее имени Героя России Александра Соколова проект реализовали в форме игр, перемен и творческих встреч. Ребята учили друг друга новым умениям:
«Совместное творчество оставляет в душах детей доброту, а на лицах — улыбки», — отмечают педагоги.

Во всех школах — разные форматы, разные акценты. Но цель одна: помочь детям научиться быть добрее, внимательнее и терпимее к окружающим. Проект показал, что детям важно говорить о дружбе, милосердии и уважении. Именно эти уроки становятся шагом к тому, чтобы школа была территорией не только знаний, но и тепла, доверия и поддержки.