Отмена «We Will Rock You»? Госдума призывает изгнать западные хиты с российских стадионов

Защита или ограничение?
Желание оградить отечественную сцену от западного влияния ставит ребром вопрос о границах культурного протекционизма. С предложением о «музыкальном бойкоте» выступил депутат Госдумы Сергей Колунов, аргументируя это необходимостью поддержки отечественных исполнителей и прекращения популяризации тех, кто критически высказался о России после начала специальной военной операции. По словам парламентария, посещая волейбольные матчи, он обратил внимание на преобладание иностранной музыки в перерывах между розыгрышами, в то время как российские композиции практически не звучат. Этот аргумент вызывает вопросы о том, насколько уместно ограничивать доступ к популярным, признанным мировым сообществом композициям во имя политических целей.
Также Колунов подчеркнул, что многие зарубежные артисты в 2022 году осудили действия России и отменили свои концерты в стране. Использование их музыки на российских спортивных мероприятиях, по мнению депутата, является нежелательным «пиаром».
«Наша задача — развивать свое, в том числе в музыке. Спортивные мероприятия — хорошая площадка для поддержки российских исполнителей, для повышения их узнаваемости, и этим важно пользоваться», — заявил Колунов.
Стремление ограничить звучание зарубежной музыки на спортивных мероприятиях в России, мотивированное поддержкой отечественных артистов, порождает множество вопросов. Насколько оправданно жертвовать общим мировым культурным достоянием ради политической конъюнктуры? Где проходит грань? Парадоксально, что забота о российской музыке может обернуться ограничением доступа к произведениям, признанным и любимым миллионами по всему миру.
Общественный резонанс: два лагеря
Предложение депутата немедленно вызвало резонанс в обществе, разделив его на два лагеря. В социальных сетях развернулись ожесточенные споры между сторонниками и противниками запрета.
Сторонники инициативы поддерживают идею приоритета отечественной культуры на спортивных аренах. Пользователи в комментариях пишут, что российские исполнители способны создать не менее энергичную и атмосферную музыкальную поддержку для спортсменов и болельщиков.
«Наши хиты тоже могут прокачать стадионы!» — выразил уверенность комментатор.
Противники, напротив, выражают опасения по поводу возможной цензуры и ограничения доступа к мировой музыкальной классике. Они называют борьбу с использованием зарубежных треков «войной с мельницами», а некоторые, в ироничной форме, предлагают запретить и сами иностранные виды спорта.
«Так, может, вообще запретить волейбол, футбол и хоккей? Это же все иностранные игры. Оставить "традиционно русские" — лапту да кулачные бои», — саркастично предложил один из пользователей.
Многие считают абсурдным ставить знак равенства между политическими взглядами исполнителей и универсальной ценностью музыки как мирового достояния.
«Просто не пойму, при чем здесь музыка? Мы все без исключений слушаем мировую музыку, и не важно, на каком она языке», — отметил комментатор.

Queen и «украинский вопрос»
Возьмем, к примеру, группу Queen. Их песни «We Will Rock You» и «We Are the Champions» давно стали неофициальными гимнами спортивных побед, символами триумфа и единения. Однако в 2022 году Queen, выражая свою поддержку Украине, опубликовали запись концерта в Харькове 2008 года и организовали сбор средств для помощи украинским беженцам. Означает ли это, что теперь, в рамках «музыкального бойкота», эти гимны победы должны быть исключены из спортивных арен России?
Подобный запрет выглядит не только абсурдным, но и контрпродуктивным. «We Will Rock You» и «We Are the Champions» — это не просто песни, это символы, понятные и близкие людям во всем мире, независимо от их политических взглядов. Исключение этих композиций из спортивных мероприятий лишит зрителей части той самой атмосферы праздника и единения, которую музыка призвана создавать.
Светлана Журова, заслуженный мастер спорта России и депутат Госдумы РФ прокомментировала новость, выразив сомнение в том, что подобный законопроект когда-либо будет принят. По-настоящему великая музыка принадлежит всему миру, а не конкретной стране, — и она уже интегрирована в общий культурный ландшафт.
«Я считаю, что для урегулирования этого вопроса законодательство не нужно. Нужен баланс, да. Во время чемпионатов могут звучать как зарубежные, так и отечественные композиции. Нельзя запретить мировые хиты, например, “Beatles” или “Queen”. Это же касается и более современных западных исполнителей. Не надо "бить их монетой". Ведь это будут трактовать как повод к тому, чтобы запретить наши великие произведения. Ну давайте запретим балет, оперу! А ведь музыка из известных постановок часто написана зарубежными композиторами. Это невозможно осуществить. <…> Я думаю, что шум был поднят без повода. Общественность и СМИ слишком забеспокоились».
Более того, попытки «отменить» мировые хиты из-за политических разногласий ведут к обеднению культурного пространства и искусственному разделению людей. Разве не лучше сосредоточиться на создании собственных, не менее вдохновляющих гимнов, которые будут отражать дух российского спорта и культуры?
Даже многолетнее творчество на русском языке не гарантирует артистам отсутствие «серьезных вопросов» со стороны правительства, если они попадают в реестр неблагонадежных.
Иноагенты в наушниках
Инициатива о «музыкальном бойкоте» ставит еще один острый вопрос: что делать с российскими исполнителями, которые, находясь в оппозиции к власти, остаются популярными у слушателей? Как быть с теми, кто объявлен «иноагентом», но чья музыка по-прежнему звучит в сердцах многих россиян?
Ведь такие музыканты, как Андрей Макаревич* («Машина времени») и другие, создавали свои песни на русском языке, выражая чувства и мысли, близкие многим поколениям. Их музыка стала частью культурного кода страны, независимо от политических взглядов самих музыкантов. Исключить их творчество из публичного пространства — значит лишить людей части их истории, их памяти, их идентичности.
«Придворные» звезды и табу на новое
Искусственно созданные «звезды», не имеющие искренней поддержки слушателей, не смогут заменить подлинных талантов, чья музыка трогает сердца и вдохновляет на перемены. Если цель — поддержка отечественной культуры, то возникает закономерный вопрос: кого поддерживать? Тех, кого выбирает правительство, или тех, кого выбирает народ? Ведь ни для кого не секрет, что на нашей сцене существует проблема проверенных и удобных исполнителей, десятилетиями занимающих эфирное время и концертные площадки. Обобщенные рассуждения в сети показывают, что такие артисты, как SHAMAN, Betsy и другие, хоть и являются влиятельными музыкантами, далеко, но всегда получают уважение и лояльность аудитории.
В России огромное количество талантливых коллективов и молодых исполнителей, чья музыка ничем не уступает, а порой и превосходит «раскрученных» звезд. Однако им зачастую не хватает возможностей для продвижения, доступа к крупным площадкам и эфирам на телевидении и радио. Они остаются в тени, не имея возможности показать себя широкой аудитории.
Вместо запретов — поддержка таланта
Вместо того чтобы бороться с наследием мировой культуры, следовало бы направить усилия на поддержку отечественных исполнителей, способных создавать музыку, которая будет находить отклик в сердцах слушателей, вдохновлять и объединять. Нужны не запреты, а инвестиции в музыкальное образование, культуру и создание условий для развития молодых талантов. Только таким образом можно создать сильную и самобытную отечественную музыкальную сцену, которая сможет на равных конкурировать с мировыми звездами и представлять Россию на международной арене.
Важно помнить, что настоящий патриотизм — это не отрицание чужого, а создание своего, уникального и ценного для всего мира. Тем более, что музыка — это универсальный язык, который должен звучать повсюду, не зная границ.
* (признан Минюстом РФ иностранным агентом)