Top.Mail.Ru

Литературный подъем России: Петербургская проза в центре внимания читателей

© giga.chat
Доля российских авторов в книжных топах растет. «Общая газета Ленинградской области» исследует, как Санкт-Петербург, город с богатейшим литературным наследием, влияет на современную прозу и какие имена заслуживают внимания читателей.

В книжном мире России хорошие новости: отечественные авторы пользуются благосклонностью читательской публики. По данным Всероссийского книжного рейтинга, доля российских писателей в топ-50 самых популярных книг достигла 46%. В то время как на вершине рейтинга по-прежнему лидирует зарубежная литература, как, например, продолжение бестселлера «Четвертое крыло» — «Ониксовый шторм», российские авторы уверенно завоевывают сердца читателей. Согласно рейтингу первого полугодия 2025 года, составленному на основе данных о продажах (за исключением учебной и юридической литературы) и анализа маркетплейсов, художественная литература значительно укрепила свои позиции, увеличив долю до 52%. При этом доли нон-фикшн и детской литературы сократились, составив 38% и 10% соответственно.

Книжный рынок — это не только цифры, но и отражение культурных процессов. Попробуем разобраться, как Санкт-Петербург и Ленинградская область участвуют в «литературном ренессансе».

Не составляет труда вспомнить имена классиков, для которых Санкт-Петербург был источником творческого насыщения, символом артистизма, роскоши, исторической памяти, русской готики, мистицизма: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Фёдор Михайлович Достоевский, Андрей Белый (настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев) реконструировали город множество раз, наполняя его образами из своего воображения, пропуская его колорит через призму личного восприятия, покрывая его «вуалью» исключительной атмосферы. Но как обстоят дела с современной прозой? Несмотря на то, что Всероссийский книжный рейтинг не предоставляет детальную информацию о региональной принадлежности авторов, культурное влияние Петербурга на российскую литературу бесспорно. Город на Неве всегда был центром притяжения для талантливых писателей. В том, что на сегодняшний день эта тенденция сохраняется, есть особая преемственность.

На кого обратить внимание?

Когда речь заходит о петербургской прозе, нельзя не упомянуть Евгения Водолазкина, чьи исторические романы, такие как «Лавр» и «Авиатор», получили широкое признание и принесли автору множество престижных наград. Его произведения, пронизанные глубоким философским осмыслением истории, заставляют читателей задуматься о вечных вопросах бытия. Роман Евгения Водолазкина «Чагин», полный приключений, тесно связан с Санкт-Петербургом, где и разворачивается его действие. В центре сюжета — сотрудник Городской библиотеки, наделённый удивительным даром: абсолютно всё, что он когда-либо видел или слышал, запечатлевается в его памяти навсегда.

Другой яркий представитель петербургской литературной сцены — Владислав Городецкий. Его произведения, будь то сборник рассказов «Инверсия Господа моего» или другие работы, отличаются вниманием к современным проблемам и философским вопросам. Городецкий не боится экспериментировать с жанрами, сочетая элементы антиутопии с ультрасовременными темами, такими как виртуальная реальность, суррогатное материнство и клонирование, отражая в своих текстах тревоги и надежды общества начала XXI века.

Совсем иное направление представляет Светлана Волкова, чей сборник новелл «Великая любовь Оленьки Дьяковой» возвращает читателя к традициям дореволюционной русской прозы. Её произведения — мост между прошлым и настоящим, позволяющий вспомнить о красоте и изяществе классической литературы. Писатель Алла Горбунова, в свою очередь, ищет метафизику в обыденности, превращая привычные вещи в нечто загадочное и даже пугающее. Её тексты, наполненные философскими размышлениями, заставляют по-новому взглянуть на окружающую действительность, увидеть в ней скрытые смыслы и парадоксы.

Валерий Попов в собрании автобиографических историй «Выдумщик» стирает границы между реальностью и фантазией, создавая мир, где вымысел обнажает магическую глубину жизни и литературы. Елена Чижова в документальном романе «Город, написанный по памяти» превращает Санкт-Петербург в город личной и исторической памяти, рассказывая о своей семье на фоне значимых событий в истории города.

Наконец, Арина Обух, писатель и художник, находит волшебство в повседневности, будь то образ знаменитого Бродского или безвестного попрошайки, и делится этим волшебством с читателями, напоминая о красоте и многогранности окружающего мира. Каждый из этих авторов вносит свой неповторимый вклад в современную петербургскую литературу, делая её богатой и интересной для самого широкого круга читателей.

Активно развивается в Санкт-Петербурге направление нон-фикшн. Большой популярностью пользуются книги историка Льва Лурье, посвященные истории города и его окрестностей.

Важно упомянуть и то, что Санкт-Петербург становится благодатной почвой для подросткового и романтического фэнтези. Многие молодые писатели, вдохновленные произведениями зарубежных и отечественных классиков фэнтези, активно публикуются, участвуют в литературных конкурсах и фестивалях, посвященных жанровой литературе.

Потенциал развития подросткового и романтического фэнтези в Санкт-Петербурге огромен. Город обладает всем необходимым для того, чтобы стать центром притяжения для талантливых авторов и преданных поклонников этих жанров. Остается надеяться, что в ближайшем будущем мы увидим еще больше ярких и оригинальных произведений, созданных на невских берегах, которые покорят сердца читателей по всей России и за ее пределами. 

«Я считаю, что тенденции и перспективы в Санкт-Петербурге не отличаются от того, что мы можем наблюдать во всей России — а это постоянный рост числа фэнтези произведений и их популярность у читательской аудитории. Мне кажется, такой город, как Санкт-Петербург, не может не вдохновлять. Его богатая история, потрясающей красоты места и непередаваемая атмосфера погружают в какое-то особое состояние, и ты черпаешь вдохновение буквально отовсюду. Конечно же, хочешь оставить частички Санкт-Петербурга в своих романах, как, например, это сделала я в «Сезоне вдохновения» (издательство «Полынь», 2024 год), в котором главная героиня — муза истории Клио — гуляет по улицам Санкт-Петербурга так же, как это делала я сама».

Елена Осадчая, автор книги «Сезон вдохновения»

Тот факт, что художественная литература доминирует на книжном рынке, говорит о неугасающем интересе читателей к захватывающим историям и ярким персонажам. Помимо этого, растет интерес к литературе, посвященной вопросам духовного развития и самопознания.

Особенно заметен рост популярности электронных и аудиокниг, что свидетельствует о том, что читатели все чаще предпочитают удобные и современные форматы чтения. Увеличение доли российских авторов в книжных рейтингах — это важный и позитивный тренд. Это говорит о том, что отечественная литература развивается, появляется все больше талантливых писателей, которые способны предложить читателям интересные и оригинальные произведения. Петербургская и ленинградская проза, с ее богатыми традициями и современным звучанием, играет важную роль в этом процессе. И, несомненно, в ближайшие годы мы увидим еще больше громких имен и интересных книг, созданных на берегах Невы

Теги: